Слайд 1Игнатьева Мотрена Терентьевна,
Учитель-дефектолог
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
АУ ДПО
«Институт новых технологий РС(Я)»
Специфика обучения
детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в условиях дистанционного образования
Слайд 2Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ
Всеобщая декларация прав человека (принята
ООН в 1948 году), где указывается, что каждый человек имеет
право на образование
Декларация прав ребенка (1959)
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (I960)
Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971)
Декларация о правах инвалидов (1975)
Конвенция о правах ребенка (1989)
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года и др.
Слайд 3Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен (по Н.Н. Малофееву,
Н.Д. Шматко)
«Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении
опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для него модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь»
Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко (зведующая лабораторией ИКП РАО, доктор педагогических наук, профессор). Из статьи «Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен» // Дефектология.-№ 2.-2008.-С.86
Слайд 4Система специального образования демонстрирует сегодня один из самых «крутых» виражей
в траектории своего развития, когда резко меняется само направление ее
совершенствования. На смену идеям максимальной дифференциации системы специального образования приходят идеи интеграции, индивидуализации, раннего вмешательства, включения родителей; и, безусловно, признается приоритет задач развития».
Н.В. Бабкина (вед.научный сотрудник ИКП РАО, к.пс.н., доцент, зам.гл.редактора журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Из выступления на IV Всероссийской конференции «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция» 26 сентября 2008 года)
Слайд 5
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям детей
с ОВЗ относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2.
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи;
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 6В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться
в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей
третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Слайд 7Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов:
I вида
– для неслышащих (глухих);
II вида – для слабослышащих;
III
-IV видов –для детей с нарушением зрения;
V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI вида – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вида — для детей с задержкой психического развития;
VIII вида - для умственно отсталых детей.
Слайд 8Дети с нарушением слуха
Замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразное
развитие познавательной сферы!
Внимание глухих учащихся остается более низкой по сравнению
со слышащими сверстниками.
Путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Слово для глухих - это не один элемент, а совокупность нескольких элементов, последовательность слогов, букв в слоге, целый образ слова.
Для глухого фраза не всегда представляется как единая смысловая единица. Глухие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно- образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами
Трудности в усвоении грамматического строя предложения, правил словосочетаний, связей слов. Имеют место быть пропуски букв, слов.
Слайд 9Положительные черты, связанные с учебной ситуацией
внимательность на уроках, умение решать
задачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавляются собственно человеческие качества:
чуткость, умение прийти на помощь.
трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально – этических представлений и понятий.
трудности в усвоении социального опыта.
Слайд 10Особенности коммуникации детей с нарушениями слуха:
ребенку с нарушением слуха
воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;
нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания непривычной артикуляцией собеседника;
при ответе на вопрос «Все ли понятно?» ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он ничего не понял;
ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;
испытывает значительные трудности в ситуации диалога и монолога;
у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.
Слайд 11Дети с нарушением зрения
Ограниченный круг предметных представлений.
Представления фрагментарны, схематичны.
Плохо
развита пространственная ориентация. Часто знания детей с нарушением зрения характеризуется
вербализмом и ограниченностью.
Недостаточно точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты. Зрительные образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности Вторичные отклонения такие как: нарушения речи, слуха, осязания, двигательной системы, задержки умственного развития, заболевания нервной системы и т. д.
Трудности при формировании и развитии пространственных представлений. Отрицательные последствия выражаются также в затрудненности координации движений, в замедленном выполнении предметно-практических действий, в недостаточности чувственного опыта учащихся. Это отражается, например, на работе с дидактическими материалом, на понимании содержания заданий.
Выделяются свои специфические особенности формирования общения.
пропуски букв, замены или перестановки.
рассказы детей информативно бедные, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
Устная часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна.
Речь бедная, монотонная.
Своеобразие личности обусловлены рядом причин: недостатком чувственного опыта, трудностями ориентировки в окружающем пространстве (боязнь нового), отсутствием соответствующих условий воспитания, ограничением в деятельности, отрицательными попытками наладить контакты со зрячими. На фоне этого у детей с нарушением зрения наблюдается неуверенность в своих возможностях, снижается интерес к результату труда, не формируются умения преодолевать трудности.
Недостаточность эмоциональной сферы.
Слайд 12Дети с нарушениями речи:
Нарушение речи – это отклонение в речи
говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное
расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Нарушения речи могут касаться ее разных видов и компонентов: нарушения устной речи, нарушения письменной речи и их сочетания.
Обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы .
Быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности
Отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
Эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.
Слайд 13Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)
К категории детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) относятся:
I. Дети с заболеваниями нервной системы,
а именно:
с детскими церебральными параличами;
с последствиями полиомиелита;
с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);
II. Дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра;
кривошея;
косолапость и другие деформации стоп;
аномалии развития позвоночника (сколиоз);
недоразвитие и дефекты конечностей;
аномалии развития пальцев кисти;
артрогрипоз (врожденное уродство)
III. Дети с приобретенными недоразвитиями или деформациями опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Слайд 15Особенности познавательной деятельности детей с нарушением ОДА
Познавательная деятельность детей
с ДЦП имеет ряд общих особенностей:
нарушение активного произвольного внимания, которое
негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
Повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;
Нарушение зрительного восприятия (гнозиса);
У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, что отрицатель влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического (неразличение сходных по званию слов: «коза» — «коса», «дом» — «том»). Любое нарушение слухов восприятия приводит к задержке речевого развития. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия, ярче всего проявляются на письме;
Ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание узнавание предметов на ощупь затруднены. Это приводит к задержке формирования целостного представления, их свойствах, фактуре, го ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.
На характер мыслительной деятельности детей с ДЦП оказывают влияние церебрастенические явления, выражающиеся в низкой интеллектуальной работоспособности, а также инертность психической деятельности.
Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%
Слайд 16Характерной особенностью эмоциональной-волевой сферы детей с ДЦП является инфантилизм. Основным
признаком психического инфантилизма (незрелость, «детскость») считается недоразвитие высших форм волевой
деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности.
робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
снижение самостоятельности, сенситивность, фрустрированность.
Слайд 17Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность
эмоциональных процессов;
преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
снижение работоспособности;
повышенная истощаемость;
неустойчивость внимания;
ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
более низкий уровень развития восприятия;
отставание в развитие всех форм мышления (анализ, сравнение, обобщение);
недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
Слайд 18Дети с умственной отсталостью (УО)
Склонность к застреванию на одних и
тех же частностях, деталях, к стереотипии в мышлении и действиях.
В иных случаях нарушения логики суждений возникают из – за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов.
Все мыслительные процессы характеризуются выраженной тугоподвижностью.
Недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т.е. эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка.
Вязкость эмоций, неспособность подавлять аффект или влечение. В своих эмоциональных переживаниях затрудняются в отделении главного от второстепенного, в связи с чем могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события.
Недоразвитие речи, в целом
Дети – олигофрены дифференцированно относятся к людям, к событиям, небезразличны к внешнему виду, остро переживают обиды, любят похвалу, проявления интереса к бытовым вопросам и ориентированы в них.
Общее недоразвитие личности характерно для всех детей. Несамостоятельность, безынициативность, внушаемость, отсутствие личностных позиций.
Отсутствие самокритичности
Слайд 19Общие проявления аутизма:
Нарушение коммуникации
Недостаточная речь
Отсутствие или недостаточность зрительного контакта
Страх перед
изменениями (переменами)
Эхолалии (попугайничество)
Нарушение Я-местоимения (например, вместо я хочу, Вася хочет)
Гиперактивность
Необычные
привычки
Навязчивые и повторяющие движения
Болезненная привязанность к вещам
В более тяжелых случаях-агрессия или аутоагрессия (нанесение себе увечий, повреждений).
Слайд 20
Особенности обучения детей с нарушением в развитии
Слайд 21Особенности обучения детей с нарушением слуха
Учитель должен проследить за тем,
чтобы ребенку было слышно все, что происходит в классе.
Необходимо правильно
посадить ребенка- лучше всего за первую или вторую парту, справа от учителя (лучше видны лица одноклассников, учителя, доска).
Контроль за работой ученика, чтобы выяснить правильно ли он понял объяснения учителя, предложенное задание.
Зрительный контакт! Учителю следует помнить, что такой ребенок всегда должен видеть лицо педагога (ходит по классу, пишет на доске, организует работу класса с таблицами, картинами, картами).
Учителя часто предлагают ребенку выполнять письменную работу в то время, когда класс работает устно. Так делать не рекомендуется, поскольку в этом случае обучающийся «выпадает» из определенного вида работы.
Требовать от ребенка, чтобы всегда смотрел на говорящего.
Слайд 22Особенности обучения детей с нарушением зрения
Рабочее место ребенка должно быть
правильно и достаточно хорошо освещено.
учебный материал на доске, в таблицах,
картах – изобразительные наглядные пособия должны быть достаточно яркими, крупными.
Давать на уроке разные виды работ, чередовать зрительную работу с другими.
После интенсивной зрительной работы 10 – 15 мин. (чтения, письма, черчения и т.д.) ребенку необходимо сделать упражнения на снятие зрительного утомления.
В связи с тем, что ребенок пишет медленнее, чем зрячие дети, целесообразно использовать диктофон, на который можно записывать фрагменты урока. Непрерывная зрительная работа у ребенка ограничена – не более 15-20 минут.
При фронтальной работе необходимо подготовить индивидуальные карточки, тексты, наглядные пособия, чтобы он мог принять участие в работе с классом.
Речь учителя должна быть четкой, ясной, выразительной. Учитель должен проговаривать все, что он делает: пишет, рисует, демонстрирует опыт и т.п.
У многих детей с нарушением зрения возникают проблемы в общении с другими людьми. Это может быть связано с неумением слушать собеседника, а также с небольшим опытом общения. В ходе учебной работы учитель должен внимательно наблюдать за тем, как ученик справляется с заданиями и приспосабливается к совместной работе с одноклассниками. Эти наблюдения необходимы для того, чтобы регулировать рабочую нагрузку ученика, увеличивать или уменьшать время решения учебных задач.
Использовать шрифт Arial, размер 14, междустрочный интервал 1,5.
Слайд 23Особенности обучения детей с нарушением речи
Установление единого речевого режима, который
направлен на:
Следим за собственной речью (орфоэпически правильная, достаточной громкости, неторопливый
темп, выразительная).
Установление доброжелательных отношений с каждым ребенком, независимо от вида нарушения речи.
Создание ситуаций успеха.
Хорошо: рассказы, пересказы, игры и упражнения, побуждающие к активной речи, стихи, пальчиковая гимнастика, то, что делаем руками, так как развитие мелкой моторики и осязания способствует развитию речи.
В зависимости от уровня, типа нарушения речи, проконсультировавшись со специалистом, можно на уроках проводить речевую гимнастику.
Словарная работа с детьми
Задачи должны детализироваться, инструкции – носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.
Слайд 24Особенности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Соблюдение предписаний врача
(использование специальных фиксаторов во время занятия и т. д.), дефектолога (использование
специального оборудования — специальные клавиатуры для детей с ДЦП, мышки-джойстика.
соблюдение двигательного режима в зависимости возраста и диагноза ученика, во избежание переутомления. Обязательный перерыв во время занятий на физкультминутку, зрительную гимнастику или пальчиковую гимнастику.
Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятия. Детям с ДЦП свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость, например, гиперкинез и спастика могут усиливаться от громкого голоса учителя, резкого звука.
В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь педагога без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Важно, чтобы ребенок начал осознавать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни и к своим возможностям.
В процессе обучения детей счету необходимо постоянно включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно-осязательный анализатор. Каждый ребенок должен иметь у себя на столе набор счетных палочек и счеты.
Использовать трафареты, макеты, разные вспомогательные материалы
Слайд 25Особенности обучения детей с ЗПР
Дозированная учебная нагрузка
Учебный материал должен быть
доступным ученику и в то же время интересным. Недопущение пробелов
в знаниях.
Способствовать выработке у ученика навыков адекватного и конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
На уроках, по возможности, включать задания (вопросы, беседы, лекции и т.д.), способствующие совершенствованию представлений об окружающем предметном и социальном мире.
Необходимо активизировать познавательную деятельность школьников с ЗПР:
посредством усиления мотивации;
путем сосредоточения внимания учащихся на задании.
Дети с ЗПР обучаются на успехе. ребенка, развить в нем веру в свои силы и возможности.
Слайд 26ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
-
общая коррекционная направленность процесса обучения,
- увеличение срока
обучения,
- малая наполняемость класса,
- щадящий режим,
- соответствующий учебный план,
- увеличение количества часов на трудный раздел программы,
- использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
- создание положительной атмосферы на уроке,
- постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
- создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
- опора на игру,
- целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
Слайд 27Особенности обучения детей с умственной отсталостью
Дозированная подача учебного материала.
Урок разбивать
на этапы. Составление плана урока, состоящего из 3-х (не более)
этапов. Четко ему следовать. В начале урока объявить план, ученику тоже отправить, например по Skype.
Многократное разнообразное повторение изучаемого материала.
Постоянная обратная связь с обучаемым учеником.
Включение, по возможности, в учебный процесс заданий по социально- бытовой ориентировке, а также практикоориентированного характера.
Речь педагога должна быть доступной, простой, но не примитивной, потому что она является образцом для ученика. Темп речи не должен превышать 70-80 слов в минуту. Обязательно нужно подчеркивать главную мысль.
При изложении важно обращаться к жизненному опыту учащегося.
Наглядного материала не должно быть слишком много. Мультимедийное сопровождение считается полезным, однако, на тему может быть не более не более 2-3 слайдов.
Слайд 285 правил общения с ребенком-аутистом
Ровный эмоциональный фон
Постановка четкой цели
Использование
четких структурных фраз
Использование схем, опорных картинок
Использование письменной формы общения
Слайд 29Дистанционное обучение применительно к детям с ОВЗ
Стать всесторонне развитым, образованным,
полноценным гражданином своей страны детям с ОВЗ дает возможность обучаться
технология дистанционного обучения. Оно диктует свою специфику организации учебного процесса, подбора средств обучения, а также новых методов и приемов. Будучи гибким, процесс дистанционного обучения легко адаптируется под возможности ребенка. Интерактивное по своей сути обучение обеспечивает каждому ученику общение с преподавателем и другими учениками возможность обучаться с учетом индивидуальных потребностей и физических возможностей. Например, учащийся может сам выбрать объем, и последовательность изучаемого материала, самостоятельно определять продолжительность его изучения, получать доступ к необходимым учебным пособиям, причем, не выходя из дома.
Слайд 30При обучении в дистанционном режиме можно:
проходить обучение в общеобразовательном учреждении,
независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее
проживания;
слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
получать дополнительное образование;
использовать и получать навыки коллективной работы;
пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
осуществить развитие творческих способностей школьника;
принять участие в исследовательской работе;
получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).
Слайд 31Педагог дистанционного образования
Дистанционное обучение детей – инвалидов должны осуществлять
учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных
категорий детей – инвалидов. Кроме того, эти учителя должны владеть методиками технологиями организации образовательного процесса для таких детей как в очной, так и дистанционной форме.
Стоит отметить, что умение работать в обучающей интерактивной среде не исчерпывает всей совокупности необходимых умений для работы с детьми – инвалидами. Педагоги, работающие с данной категорией детей, должны:
уметь понимать детское поведение и уметь быть понятым;
иметь представление о психологических и медицинских аспектах инвалидности;
уметь общаться с социально дезадаптированными детьми и их родителями;
обладать способностью к эмпатии;
уметь принимать демократическую педагогическую парадигму;
уметь работать в мультидисциплинарной команде специалистов.
Слайд 32Санитарно-гигиенические нормы при ведении дистанционных занятий
В соответствии с СанПиН
2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в
общеобразовательных организациях» нормирует требования к организации образовательного процесса:
-продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет:
для учащихся 1-2 классов - не более 20 минут;
для учащихся 3-4 классов – не более 25 минут;
для учащихся 5-6 классов – не более 30 минут;
для учащихся 7-11 классов – не более 35 минут.
При этом индивидуальные ограничения определяются особенностями конкретного ребенка.
Слайд 33Организационные требования
Рабочий стол с оборудованием должен находиться недалеко от естественного
освещения.
Лучше, если это будет отдельный стол с прямой столешницей,
чтобы можно было поставить не только компьютер, но и сканер с принтером в безопасном и устойчивом положении.
Все технические средства должны быть расположены недалеко друг от друга, на расстоянии вытянутой руки от ребёнка. Принтер лучше расположить чуть ниже, например на тумбочке. Монитор должен располагаться на уровне глаз.
Мебель должен соответствовать возрасту ребенка.
Для освещения применять обычные светильники ( люминисцентные желательно не использовать). Свет должен падать на клавиатуру сверху.
Со стороны ведущей руки (обычно справа) должно быть оставлено место для ручной работы ребёнка на столе, для записей на бумаге.
Хорошо, если Вы так организуете учебное место своего ребёнка, чтобы можно было убрать оборудование, или лучше прикрыть его, когда ребёнок не работает.
Не забудьте, что во время чатов должен быть выключен телевизор в комнате, обеспечена тишина и рабочая обстановка.
Старайтесь первое время наблюдать за работой ребёнка на компьютере, процессом обучения в целом и целевым использование оборудования и Интернета. Это позволит избежать лишниx проблем.
Обязательно контролируйте время работы ребёнка на компьютере. Перерывы необходимо устраивать по мере утомления, а также в соответствии СанПин. Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребёнка при работе с компьютером. Важно проводить физминутки и зрительную гимнатсику во избежание физического и зрительного переутомления.
Слайд 36
Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. –
М.: ВЛАДОС, 2008.
Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями
здоровья/ под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской.-М.:Национальный книжный центр, 2013.-336.
Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М. Б. Лебедевой. СПб
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.: Просвещение, 1973.-185 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1970
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т 3. — М.: Педагогика. 1983.
Литература