Слайд 2Лубовский Владимир Иванович (15декабря 1923 ,93 года) российский психолог, дефектолог, доктор психологических
наук (1975), профессор (1978), действительный член АПН СССР (1989) и
РАО (1993). Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак Почета».
Слайд 3После демобилизации в ноябре 1945 поступает в Московский институт инженеров
связи, но в 1946 г. оставляет его и поступает на
отделение психологии факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1951 г.
Слайд 4С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992
гг. являлся директором института.
С1992 г. - заведующий лабораторией психологического изучения
детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. Профессор дефектологического факультета МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ).
С 1970 по 1984 г. был главным редактором журнала «Дефектология».
Слайд 5Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих
и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими
недостатками.
В работах В.И. Лубовского исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии.
В связи с этим В.И. Лубовским ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных школ. Разработал новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития.
Теоретические исследования в области дефектологии потребовали разработки специальной терминологии, в связи с чем Владимир Иванович Лубовский совместно с другими учеными создал словарь: «Терминология: дефектология», 1977, 1983).
Слайд 6В.И. Лубовский одним из первых сформулировал общие закономерности отклоняющегося развития
применительно к различным видам дизонтогенеза. Основным тезисом является наличие трех
иерархичных уровней закономерностей отклоняющегося развития:
I уровень: закономерности присущие всем типам дизонтогенетического развития. Это нарушения приема, переработки, сохранения и передачи информации, нарушение речевого опосредования, более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей, риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированости.
II уровень: закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (возникшие недоразвития анализаторных систем - зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющихся в своей основе ранее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, ЗПР церебрально-органического генеза).
III уровень: специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу РДА, или дифицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора).
Слайд 7В.И. Лубовский разработал методику психологической диагностики аномального развития детей. Он
выделил три основные задачи, которые решает психологическая диагностика аномального детского
развития:
Первая задача: получение сведений об уровне интеллектуального и об особенностях психического развития ребенка при обследовании детей на медико-педагогических комиссиях, что имеет существенное значение для определения типа учебного учреждения, наиболее адекватного для обучения ребенка.
Вторая задача: выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. В.И. Лубовский отмечает, что реально эта задача пока решается лишь как экспериментальная в научно-исследовательских институтах.
Третья задача: состоит в оценке динамики психического развития ребенка с аномальным развитием, что необходимо для определения эффективности методов, содержания и средств обучения. Для этой цели, по мнению В.И. Лубовского, необходимо в начале и в конце экспериментального обучения производить замеры каких-либо проявлений психического развития, что лучше всего делать методами тестового характера.
Слайд 8Также большой вклад внес В.И. Лубовский в развитие олигофренопедагогики. Исследования
В.И. Лубовского показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые
изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.
Слайд 9В.И. Лубовский занимался исследование психологических особенностей детей с нарушениями интеллекта.
Он вместе с М.С. Певзнер провели длительное исследование (1963), проследив
за тем, какие изменения от первого к выпускному классу наблюдаются в психике детей-олигофренов.
Среди особенностей нервной высшей деятельности умственно отсталых детей В.И. Лубовский отмечал выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедлена. В.И. Лубовский говорит, что особенно инертными оказываются упроченные словесные связи. Автор пришел к выводу, что у этой категории детей к 4-5 годам сформирована лишь побудительная или пусковая функция слова, т.е. оно выступает только как сигнал к действию. У нормально развивающегося ребенка эта функция слова формируется к концу 2-го года жизни. У дошкольников с нарушением интеллекта речь долго не опосредует естественного подражания.