Слайд 1
«Воспитательный
потенциал урока и пути его реализации»
Педагогический совет МБОУ «Межшкольный
учебный комбинат» г.Белгорода
10.01.2014
Слайд 2Задачи:
1. Определить стиль общения и педагогической деятельности на уровне педагогический
коллектив – ученики.
2. Проанализировать опыт работы учителей учебного комбината по
созданию условий, способствующих формированию жизненной стратегии учащихся.
3. Разработать серию рекомендаций по взаимодействию педагогов и учащихся на уроках.
Цель: выработка новых подходов к использованию воспитательного потенциала урока
Слайд 3
«Воспитательный
потенциал урока как средство формирования развивающейся личности»
Заместитель директора по
УПР
Назарова Г.А.
Слайд 4 «Обучение само по себе, вне
воспитания, есть бессмыслица,
ничего кроме
вреда, не приносящая»
К.Д.Ушинский
Слайд 5Урок – это система целенаправленных педагогических влияний.
Что же представляет
собой урок?
Целенаправленное делание
и диалог учителя и учеников,
в ходе которых вырабатывается
та или иная жизненная стратегия, формируются определенные черты характера, приобретаются те или иные привычки поведения.
Слайд 6Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный
продукт, который должен быть реальным, конкретным
Слайд 7 Цели должны быть:
Диагностируемые.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные.
Точные.
Слайд 8Обучающие Развивающие
«научить»,
«дать понятие»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«закрепить»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизи-ровать»...
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать профессиональные
умения
Слайд 9Воспитательные цели
вызвать познавательный интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению
задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение к выбранной профессии,
прививать,
укреплять приобретаемые ими навыки.
Слайд 10Система педагогических влияний
акт педагогического общения (взаимное целенаправленное
делание и диалог учителя и учеников, в ходе и результате
которых личности участников изменяются: вырабатываются активная или пассивная жизненная стратегия и соответствующие черты характера, формируется ментальность, приобретаются те или иные привычки поведения)
Слайд 11
Учитель – не единственное действующее лицо на уроке
Монологическое объяснение и
требование воспроизвести сказанное – не основной метод в обучении
Слайд 12 Воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям:
стиля образовательного общения;
культуры управления образовательной
деятельностью;
дидактической структуры;
методических приемов.
Слайд 13Стиль образовательного
общения на уроке
авторитарно-командный,
нормативно-оценивающий,
попустительский,
демократически требовательный
и поддерживающий сотруднический стиль
Слайд 14За что отвечает стиль образовательного общения на уроке?
Стиль образовательного общения на уроке формирует у учеников одну из
двух жизненных стратегий - стратегию достижения успеха или стратегию избегания неудачи.
Слайд 15
Авторитарно-командный и нормативно-оценивающий стили
формируют у учеников жизненную стратегию избегания
неудачи и соответствующие этой стратегии черты характера, такие как упрямство,
робость, нерешительность, отказ от свободы, уклонение от ответственности, зависть, лень, неряшливость, неуважение к себе и к другим.
Слайд 16Попустительский стиль
неумелое применение традиционных для массовой школы двух вышеназванных
стилей
Слайд 17Демократически требовательный и поддерживающее сотруднический стили
формируют у учеников жизненную
стратегию достижения успеха и черты характера: инициатива, независимость, ответственность, смелость,
стремление помочь отставшему, взять на себя часть интересной работы, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства
Слайд 18Авторитарно-командный,
нормативно-оценивающий
21%
стратегия избегание неудач, упрямство, нерешительность, робость,
зависть, лень, неряшливость, безответственность
Попустительский
9%
стратегия избегания неудач, страх и зависимость перед «неформальным лидером»
Демократически требовательный,
поддерживающе сотруднический
70%
стратегия достижения успеха, инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя часть интересной работы, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства.
Слайд 19
Структурно-плановая учительская культура
позволяет воспитать хорошего семьянина, добросовестного специалиста на производстве
и порядочного члена общества.
Слайд 20Самый важный атрибут свободного человека - возможность ответственно распоряжаться своей
жизнью, быть разумным хозяином своей судьбы, дела, дома, государства.
Слайд 21За что отвечает дидактическая структура и палитра методических приемов на
уроке?
формируется ментальность:
репродуктивная,
продуктивно-эвристическая,
креативная.
Слайд 22Уроки учат:
«проблематизировать»;
«концептуализировать»;
«вариативизировать»;
«пересемантизировать».
Слайд 23За что отвечает культура поведения
на уроке?
Прямая командная манера
– послушание, аккуратность, исполнительность.
Структурно – плановая культура управления –адекватная самооценка,
ответственность, планомерность, осмысленность, расчетливость.
Проективно – рефлексивная совместная культура управления – долг, честь, достоинство, , добросовестность, , ответственность, способность проектирования жизненного пути.
Слайд 24Воспитание
знания о мире;
умение взаимодействовать с миром;
ценностное отношение к миру,
благодаря чему личности удается подняться на уровень культуры, и жить
в обществе на достигнутом культурном уровне.
Слайд 25Педагогический профессионализм
знание закономерностей развития ребенка;
система профессиональных умений взаимодействия с детьми;
система
мировоззренческих отношений к миру и ценностям жизни на земле;
система умений
«прикосновения к личности» ребенка.
Слайд 28Губин В.Н.-
мастер п/о вождению автомобиля
Слайд 29Шека В.Н.-
мастер п/о вождению автомобиля
Слайд 30Учитель профессии
«Рабочий зеленого хозяйства»
Ветчинкина Л.Н.
Слайд 31Учитель профессии «Повар» Затонских О.М.
Слайд 32Учитель профессии «Повар» Кобякова Г.Г.
Слайд 34Учитель профессии «Чертежник» Федотова С.Н.
Слайд 35Неделя
профессионального мастерства
Слайд 40Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться
Слайд 42Проект решения
1. Учителям ставить и добиваться выполнения воспитательных целей на
каждом уроке.
2. Психологической службе учебного комбината разработать технологическую карту поведения
учителя на уроке, карту воспитательных возможностей профессий.
3. Разместить теоретические и практические материалы педагогического совета на сайте учебного комбината.