Слайд 2Цель:
Представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию
проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного
диалога Е.Л. Мельниковой).
Слайд 3Задачи:
− обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;
−
ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;
− представить участникам
мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;
− провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;
− провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Слайд 4Актуальность
наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания,
перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика,
сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добавить новые знания.
“Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность” Бернард Шоу
Слайд 5
Проблемные ситуации - это форма реализации принципа проблемности в обучении
и представляет собой психическое состояние мыслительного взаимодействия ученика или класса
с некоторой проблемой под руководством педагога.
Слайд 6Основные типы проблемных ситуаций:
1) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут
решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);
2) ситуация
новых условий (необходимые знания у детей, или им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);
3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких
известных ему способов решения рациональный);
4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний
для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.
Слайд 7Правила подготовки урока с применением проблемных ситуаций
1. Отобрать необходимый
учебный материал к уроку в соответствии с программой, Стандартами,
календарно-тематическим планированием, УМК;
2. Определить цель и задачи урока;
3. Определить «конфликтную» составляющую содержания урока;
4. Продумать мотивацию учащихся, т.е. определить прием создания проблемной ситуации на уроке;
5. Продумать личную и социальную значимость решаемой проблемы;
6. Продумать формы организации, обеспечивающие взаимодействие учителя и учащихся.
7. Определить приёмы создания рефлексивного этапа урока (контроль, рефлексия)
Слайд 8Структура проблемного урока (по Е. Мельниковой)
Слайд 9Структура проблемного урока (2 вариант)
Слайд 10Типы проблемной ситуации (по Е.Л.Мельниковой)
Слайд 11Система методов проблемного обучения
Система общих методов:
1) объяснительно иллюстративный; 2)
репродуктивный;
3) проблемное изложение;
4) частично-поисковый;
5) исследовательский метод.
Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов.
Это пять дидактических способов организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:
1) монологическом; 2) рассуждающем;
3) диалогическом; 4) эвристическом;
5) исследовательском
Слайд 12Преимущества проблемного обучения:
это, во-первых, наибольшие возможности для развития внимания,
наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся;
во-вторых, развитие самостоятельности,
ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.
Слайд 13 Проблемное обучение
• вносит свой вклад в формирование
готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
•
осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Слайд 14СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баксанский O.E., Чистова М.В. Проблемное обучение, обоснование и
реализация. - Наука и школа. – 2000. № 1. с.19
– 25.
2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012. с.168
3. Дышинский Е. А., Лурье A. M., Людмилов Д. С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: пособие для учителей. – Пермь: Звезда,1975. с. 116
4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: 3нание, 1991. с. 80
5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. с. 64
6. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / под ред. канд. психол. наук Матюшкиной А.А. – М.: КДУ, 2009. с. 190
7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. с. 186