Слайд 1Стратегии работы с детьми групп риска
Слайд 2ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ
Стратегии поддержки:
На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался,
правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения,
образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.
Во время экзамена. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях, сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам.
Слайд 3ДЕТИ-СИНТЕТИКИ
Стратегии поддержки:
На этапе подготовки. Очень важно развивать у синтетиков
аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от
общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
Во время экзамена. В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.
Слайд 4ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно
важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. В этом
огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.
Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка.
Слайд 5НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок
получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При
работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).
Во время экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься».
Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.
Слайд 6ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Психические
функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки
очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения)и т.д.
Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.
Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.
Слайд 7ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно помочь
таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным»
и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменацинном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.
Во время экзамена. Перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее, а также помочь ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно.»
Слайд 8АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми
очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не
сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.
Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или медикаментов.
Во время экзамена. Астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).
Слайд 9ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить
темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он
все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
Во время экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?»
Слайд 10«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Навык переключения тренировать довольно сложно,
но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы
определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.
Во время экзамена. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым. Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Слайд 11АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных
категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко
сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.
Во время экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух.
Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).