Слайд 2Классификация -
осмысленный порядок
вещей, явлений, разделение
их
на разновидности по каким-то
важным признакам.
Слайд 3Профессия -
род трудовой деятельности,
требующий специальной
подготовки, знаний и опыта.
Слайд 4В XVIII веке В.Н.Татищев предложил свою классификацию профессиональной деятельности:
Нужные науки
(образование, здравоохранение, экономика, право);
Полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
Щегольские
или увеселяющие науки (литература и искусство);
Тщетные науки (алхимия, астрономия);
Вредные науки (колдовство).
Слайд 5Классификация профессий
(академик Е.А. Климов)
по предмету труда
Человек – техника
Человек
- человек
Человек – природа
Человек – знаковая система
Человек – художественный образ
Слайд 6Профессии типа
«Человек-техника» связаны:
С созданием, монтажом, сборкой технических средств:
специалисты проектируют и конструируют
технические системы, устройства,
разрабатывают процессы
их изготовления.
Из отдельных деталей, узлов,
блоков собирают машины,
механизмы, аппараты,
приборы, регулируют и
налаживают их.
(Слесарь-сборщик, электромонтажник, токарь, столяр)
Слайд 7С эксплуатацией технических устройств:
специалисты работают на станках,
управляют транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами, поточными линиями,
автоматическими системами
(Водитель, машинист крана, наладчик станков, швея-мотористка, ткач)
Слайд 8
С ремонтом технических средств:
специалисты выявляют, распознают неисправности технических
систем, машин, механизмов, аппаратов, приборов. Ремонтируют и налаживают их.
(слесарь
по ремонту машин и оборудования, аппаратуры)
Слайд 9Профессии типа
«Человек-человек» связаны:
с воспитанием, обучением
(воспитатель, учитель, спортивный тренер,
мастер училища)
Слайд 10С медицинским обслуживанием
(врач, фельдшер, медсестра, няня)
Слайд 11С бытовым, торговым обслуживанием
(продавец, парикмахер, официант)
Слайд 12 С информационным обслуживанием
(библиотекарь, телефонистка междугородней связи, экскурсовод, лектор)
Слайд 13 С защитой общества и государства
(юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий)
Слайд 14Профессии типа
«Человек-природа» связаны:
с животными, условиями их роста, жизни;
растениями, условия
их произрастания, жизни;
микроорганизмами.
Слайд 15Специалистам этой области приходится:
Изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений
и животных;
(агроном, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, микробиолог)
Слайд 16 выращивать растения, ухаживать за животными;
(лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод,
садовод, полевод, пчеловод)
Слайд 17проводить профилактику заболеваний растений и животных, бороться с вредителями растений
(врач
карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар)
Слайд 18Профессии типа
«Человек - знаковая система» связаны:
(редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель,
наборщик, телеграфистка)
с текстами на родном и иностранных языках
Слайд 19С цифрами, формулами, таблицами
(программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статист)
Слайд 20С чертежами, картами, схемами
(конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, топограф, геодезист)
Слайд 21 с звуковыми сигналами
(радист, стенографистка, телефонистка, звукооператор)
Слайд 22Профессии типа
«Человек – художественный образ» связаны:
(писатель, художник, композитор, модельер,
архитектор, скульптор, журналист, хореограф)
с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений
Специалист создает проект, эскиз, замысел художественного произведения, воплощает его в сочетаниях линий, форм, красок, звуков, движений
Слайд 23С воспроизведением, изготовление различных изделий по эскизам, образцу
специалист
воссоздает замысел художника,
внося в него элементы собственного
творчества
(ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер)
Слайд 24С воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовое производство
Специалист изготовляет художественные произведения по заданному образцу
(мастер по росписи фарфора,
шлифовщик по камню и хрусталю)
Слайд 25КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
по цели труда
Слайд 26ГНОСТИЧЕСКИЕ
Цель труда: распознать, различить,
определить, оценить, разобраться,
проверить.
Слайд 27ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ
Цель труда: преобразовать, обработать,
упорядочить, организовать, оказать
влияние, обслужить, переместить.
Слайд 28ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ
Цель труда: изобрести, придумать,
найти новый способ.
решения.
Слайд 29КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
по орудию труда
Слайд 30Профессии, связанные с использованием ручного труда
Используются ручные и механизированные орудия
и средства труда: ножницы, отвертки, скальпель, электрическая дрель, рубанок, краскораспылитель
и др.
Слайд 31Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением
Используются автомобили, станки,
тепловозы, самолеты,
трактора, комбайны и т.д.
Слайд 32Профессии, связанные с исполь-зованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов
Управление автоматическими
станками, автоматическими
линиями, энергосистемой или химическим производством.
Слайд 33Профессии, в которых преобладают функциональные средства организма
Это атрибуты поведения и
речи человека: произношение
звуков, фраз, смысловые интонации, жесты, пауза,
мимика лица.
Слайд 34КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
по условиям труда
Слайд 35Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата
Представители этих профессий трудятся в
условиях
благоприятных для организма: нормальные физические
нагрузки, оптимальный микроклимат, отсутствие шума,
запыленности, вибраций
и пр.
Слайд 36Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры
При
работе по профессиям данной группы на организм
временно влияют неблагоприятные условия
или
производственные факторы (низкая или высокая
температура, повышенная влажность).
Слайд 37Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте,
в космосе, горячих цехах
Слайд 38Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, большие
общественные , материальные ценности