Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Слайд 2Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ от 19 декабря 2014 года.
Приказ
зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ № 35847 от 3 февраля 2015 года.
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
Слайд 3Стандарт – совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных
программ начального общего образования (АООП НОО).
Положения стандарта могут использоваться при
получении НОО в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
Слайд 4ТРЕБОВАНИЯ (три «Т»)
Стандарт включает в себя требования:
1. К структуре АООП
(в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы
и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму.
2. К условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным.
3. К результатам освоения АООП НОО.
СРОКИ ОСВОЕНИЯ АООП НОО
СТАНДАРТ УСТАНАВЛИВАЕТ СРОКИ ОСВОЕНИЯ АООП НОО ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ РАЗНЫМИ ГРУППАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Слайд 5АООП НОО для обучающихся с ОВЗ дополняется индивидуальной программой реабилитации
инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
АООП НОО
реализуется на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных.
С учётом специфики образовательной деятельности организация может разработать один или несколько вариантов АООП НОО.
Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Слайд 6АООП ОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой
раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации
АООП ОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП ОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ОО.
Слайд 7Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с ОВЗ и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий);
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Слайд 8Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также
механизмы реализации АООП НОО. Организационный раздел включает:
учебный план НОО,
включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Слайд 9ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛАМ АООП НОО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ДОЛЖНА РАСКРЫВАТЬ:
1) цели
реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к
результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
2) принципы и подходы к формированию АООП НОО;
3) общую характеристику АООП НОО;
4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;
5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Слайд 10ПОЯСНЕНИЯ
относительно личностных, предметных и метапредметных результатов
Личностные результаты включают
овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности;
Предметные результаты связаны с овладением содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области…
Слайд 11Планируемые результаты освоения АООП НОО должны:
1) обеспечивать связь между требованиями
Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
2) являться основой для разработки АООП НОО организациями;
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Слайд 12Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП
НОО.
Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся
через содержание коррекционных курсов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).
Слайд 13Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ должна
содержать:
Описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;
Связь универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов;
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий.
Слайд 14Программы отдельных учебных предметов и коррекционных курсов должны содержать:
1. Пояснительную
записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с
учётом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2. Общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
3. Описание места учебного предмета в учебном плане;
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (примечание: метапредметные могут и не быть – с учётом варианта АООП НОО);
6. Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Слайд 15Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна включать:
цель,
задачи,
основные направления работы,
перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения школьников с
умственной отсталостью),
формы организации работы.
Слайд 16Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна
содержать:
цели,
задачи,
планируемые результаты,
основные направления,
перечень организационных форм.
Слайд 17Программа коррекционной работы должна содержать:
перечень, содержание и план реализации индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с
ОВЗ;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
корректировку коррекционных мероприятий.
Слайд 18
ОТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
ВАРИАНТ ФГОС 1:
инклюзивное образование
ВАРИАНТ ФГОС 2:
специальное образование
Слайд 19Обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям
к моменту завершения обучения образованию здоровых сверстников, в те же
сроки (1 – 4 классы).
В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающихся и поддержку в освоении АООП НОО.
ВАРИАНТ ФГОС 1: инклюзивное образование
Слайд 20Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре
АООП НОО не должна служить препятствием для выбора и продолжения
её освоения, т.к. у этих детей может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия) + выраженные нарушения внимания, работоспособности, двигательной сферы.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
ВАРИАНТ ФГОС 1: инклюзивное образование
Слайд 21КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ
Это обязательная часть
внеурочной деятельности. Она поддерживает процесс освоения содержания АООП.
Выбор коррекционно-развивающих занятий,
их содержание, количество определяет образовательная организация с учётом особых образовательных потребностей детей, рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, коррекцию её недостатков; на формирование познавательной деятельности и высших психических функций; коррекцию нарушений письменной и устной речи. И др.
ВАРИАНТ ФГОС 1: инклюзивное образование
Слайд 22При возникновении трудностей в освоении АООП педагоги должны оперативно дополнить
структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы – до преодоления
возникших затруднений.
В случае нарастания стойких затруднений в обучении и взаимодействии с учителями, одноклассниками, ребёнок направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование для выработки рекомендаций по дальнейшему обучению.
ВАРИАНТ ФГОС 1: инклюзивное образование
Слайд 23Обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям
к моменту завершения обучения образованию здоровых сверстников.
Предусмотрены пролонгированные сроки начального
обучения (5 лет) за счёт введения первого дополнительного класса.
Обязательным является использование специальных методов и приёмов обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и / или психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.
ВАРИАНТ ФГОС 2: специальное образование
Слайд 24Обязательные предметные области:
Филология
Математика и информатика
Обществознание и естествознание (окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
ВАРИАНТ ФГОС 2: специальное образование
Слайд 25Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами:
1. Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и психокоррекционные) – фронтальные и / или индивидуальные;
2. «Ритмика»
– фронтальные и / или индивидуальные.
Содержание данной области может быть дополнено самостоятельно организацией – на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся.
ВАРИАНТ ФГОС 2: специальное образование
Слайд 26Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный
психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог
дополнительного образования.
Предпочтительно наличие специалиста в штате организации. При необходимости программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации.
ВАРИАНТ ФГОС 1 и 2 (стр. 238 ФГОС)