Разделы презентаций


Проблема отношений учащихся в трудах П.Ф. Каптерева

Содержание

П. Ф. Каптерев. На протяжении всей педагогической деятельности он придерживался мнения, что педагогика без физиологии и психологии невозможна. (1849 – 1922)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проблема отношений учащихся и педагогов в трудах П.Ф.Каптерева

Проблема отношений учащихся и педагогов в трудах П.Ф.Каптерева

Слайд 2 П. Ф. Каптерев.
На протяжении всей педагогической деятельности он

придерживался мнения, что педагогика без физиологии и психологии невозможна.
(1849

– 1922)
П. Ф. Каптерев. На протяжении всей педагогической деятельности он придерживался мнения, что педагогика без физиологии и

Слайд 3 «Педагогическая психология» (1877) признана первым завершенным трудом

подобного рода в России.



В основу педагогического (образовательного) процесса (терминология

П. Ф. Каптерева) должны быть положены данные исследований детской природы (возрастные и индивидуальные особенности учащихся).


«Педагогическая психология» (1877) признана первым завершенным трудом подобного рода в России. В основу педагогического

Слайд 4Черты авторитарной школы

Черты авторитарной школы

Черты авторитарной школы Черты авторитарной школы

Слайд 5Незнание детей, несоответствие обучения детской природе.
Авторитарная школа совсем не


предполагала, что воспитание и
обучение должно быть приспособлено
к детской

природе. Она совсем
не знала, да часто и не хотела знать,
что такое детская природа
Незнание детей, несоответствие обучения детской природе. Авторитарная школа совсем не предполагала, что воспитание и обучение должно быть

Слайд 6Подавление личности ребенка

Обучение, не учитывающее особенностей детей, можно построить только

на началах принуждения и устрашения . П. Ф. Каптерев подчеркивал,

что обучение, в основе которого лежал «принцип вынудительности», представляло собой ожесточенную борьбу против естественного творческого саморазвития человека.
Подавление личности ребенкаОбучение, не учитывающее особенностей детей, можно построить только на началах принуждения и устрашения . П.

Слайд 7Презрение к личности ребенка



Оно проявляется в предъявлении одинаковых требований ко

всем без исключения детям, без учета их особенностей.
Авторитарным педагогам

свойственна ориентация только на результат деятельности ребенка, результат обучения, независимо от того, сколько напряжения, энергии и настойчивости затратил ученик на достижение этого результата.
Презрение к личности ребенкаОно проявляется в предъявлении одинаковых требований ко всем без исключения детям, без учета их

Слайд 8 «Если школа не будет принимать во внимание

господствующие вкусы и способности своих учеников, требовать от них равного

расположения и равных успехов по всем учебным предметам, то толку будет мало; тогда первые в школе окажутся последними в жизни, и наоборот».


«Если школа не будет принимать во внимание господствующие вкусы и способности своих учеников, требовать

Слайд 9Неуважение личности учащегося, непризнание его прав.

П. Ф. Каптерев писал, что

малое уважение детской личности, признание ее слишком слабой и несамостоятельной

влекут за собой чрезмерное вмешательство родителей и учителей в детскую жизнь.

Очень часто учащиеся не имеют права даже на собственное мнение по тому или иному вопросу. Всякие вопросы, появление недоумения, особенно же защита учащимися своих мнений, нередко неправильных, все это и смущает и раздражает преподавателей и учебное начальство, все это непорядок, самоволие, неуважение авторитета, непослушание.

Неуважение личности учащегося, непризнание его прав.П. Ф. Каптерев писал, что малое уважение детской личности, признание ее слишком

Слайд 10Ориентация на пассивную роль учащихся в процессе обучения.

П. Ф.

Каптерев отмечал, что состав учебного курса традиционной школы «ставит учащихся

в чисто пассивное положение.

Обязательным элементом авторитарной школы П. Ф. Каптерев считал классно-урочную систему, предъявляющую всем детям одинаковые требования.
Ученику постоянно внушается, что он должен быть равен во всем, не отставать от класса ни в чем, идти с ним вместе и дружно. Ученик постоянно претерпевает насилие, он вставлен в какую-то рамку, которая требует от него равнения; на его личные особенности, вкусы, внимания обращается мало. «Будь как другие» — девиз авторитарной школы.
Ориентация на пассивную роль учащихся в процессе обучения. П. Ф. Каптерев отмечал, что состав учебного курса традиционной

Слайд 11В противоположность авторитарной педагогике Каптерев создает гуманную педагогику, опирающуюся на

психологические знания о детской природе.

В противоположность авторитарной педагогике Каптерев создает гуманную педагогику, опирающуюся на психологические знания о детской природе.

Слайд 12Каптерев рассматривал образовательный процесс как развитие способностей ученика и ставил

в центр педагогического процесса не метод, не учителя, а ученика,

так как образовывается и развивается ученик при помощи учителя и метода и нельзя понимать образовательный процесс как усвоение наставлений умного, просвещенного и энергичного учителя.

Каптерев рассматривал образовательный процесс как развитие способностей ученика и ставил в центр педагогического процесса не метод, не

Слайд 13

черты школы, построенной на гуманных отношениях между педагогом

и учеником

черты школы, построенной  на гуманных отношениях   между педагогом и учеником

Слайд 14Метод, применяемый учителем, должен сообразоваться со свойствами детской природы и

личными особенностями обучаемых детей. Он настаивал на тщательном обследовании умственного

состояния детей при поступлении в школу (с помощью разработанных систематических вопросников), чтобы вести обучение в строгой психологической последовательности.

Знание ребенка и построение на этой основе педагогического процесса.

Метод, применяемый учителем, должен сообразоваться со свойствами детской природы и личными особенностями обучаемых детей. Он настаивал на

Слайд 15Важнейшими умениями учителя П. Ф. Каптерев считал следующие: умение наблюдать,

умение читать в детской душе, хорошо понимать психологические и дидактические

принципы, уметь быстро освоиться в данной детской среде, понять ее нужды и интересы и в соответствии с этим действовать.

Педагог должен уметь судить о ребенке по мотивам его поступков, понимать, что происходит в его душе, внешние же показатели поведения «имеют мало цены».

Понимание ребенка

Важнейшими умениями учителя П. Ф. Каптерев считал следующие: умение наблюдать, умение читать в детской душе, хорошо понимать

Слайд 16П. Ф. Каптерев подчеркивал, что между учащим и учеником должна

быть невидимая духовная связь, которая в истинной, настоящей школе соединяет

их воедино, сродняет и сдружает их.
П. Ф. Каптерев подчеркивал, что между учащим и учеником должна быть невидимая духовная связь, которая в истинной,

Слайд 17П. Ф. Каптерев подчеркивал, что особенно чутко и внимательно учитель

должен относиться к слабым ученикам. Он не может мерить всех

одним аршином, так как каждый учится по мере своих сил и способностей, отпущенных ему природой. Если слабый ученик делает усилия и имеет успехи в деятельности, то это всегда должно найти горячую поддержку в учителе, даже если эти успехи далеко не равны успехам более талантливых товарищей.

Чуткое отношение к ребенку.

П. Ф. Каптерев подчеркивал, что особенно чутко и внимательно учитель должен относиться к слабым ученикам. Он не

Слайд 18Учащиеся должны чувствовать, что учитель симпатизирует им, готов в случае

необходимости защищать и оберегать их. Это будет способствовать созданию атмосферы

отношений «доверия и любви», в которой и учителю, и ученикам будет легче дышать.
П. Ф. Каптерев подчеркивал, что учитель имеет право симпатизировать одним ученикам больше, чем другим, так как симпатия вызывается наличностью известных свойств, и, как скоро они есть, она возникает невольно. Однако учитель не имеет права проявлять небеспристрастное, неравно внимательное и гуманное отношение ко всем детям.

Любовь к ребенку и учащемуся юношеству

Учащиеся должны чувствовать, что учитель симпатизирует им, готов в случае необходимости защищать и оберегать их. Это будет

Слайд 19Учитель должен и ребенку внушать веру в себя, так как

бодрость духа, доверие к своим силам, уверенность в воз­можности преодоления

трудностей необходимы для хорошего, успешного учения.

Доверие к ребенку, вера в его силы и возможности.

Учитель должен и ребенку внушать веру в себя, так как бодрость духа, доверие к своим силам, уверенность

Слайд 20 П. Ф. Каптерев отмечал, что бережное отношение к личности

ребенка должно начинаться с семьи, которая должна быть построена на

принципе свободы и уважения всех своих членов. Ребенок, как и взрослый человек, имеет и права, и обязанности. Взрослые должны уважать личность ребенка и не нарушать его прав.

Уважение личности ребенка, его человеческого достоинства

П. Ф. Каптерев отмечал, что бережное отношение к личности ребенка должно начинаться с семьи, которая должна

Слайд 21П. Ф. Каптерев подчеркивал, что личные особенности дают себя чувствовать

всюду, на каждом шагу.

Без личного индивидуального начала, хотя и

подчиняющегося закону, не может развиваться духовная жизнь.

Признание и развитие индивидуальности ребенка.

П. Ф. Каптерев подчеркивал, что личные особенности дают себя чувствовать всюду, на каждом шагу. Без личного индивидуального

Слайд 22Настаивая на умственной и физической активности ребенка в обучении как

удовлетворении естественного стремления организма, П. Ф. Каптерев особое внимание уделял

умственной активности. Он подчеркивал, что цель воспитания ума заключается в возбуждении разнообразных умственных интересов, умственной пытливости, в заложении прочного фундамента широкого и светлого мировоззрения, в сообщении средств и орудий для удовлетворения пробудившейся любознательности.

Ориентация на активную роль учащегося в педагогическом процессе.

Настаивая на умственной и физической активности ребенка в обучении как удовлетворении естественного стремления организма, П. Ф. Каптерев

Слайд 23В работе «Дидактические очерки. Теория образования» Каптерев выделял три формы

знаний:
догматическую
аналитическую
генетическую

В работе «Дидактические очерки. Теория образования» Каптерев выделял три формы знаний: догматическуюаналитическуюгенетическую

Слайд 24В целом, педагогический процесс П.Ф. Каптерев понимал как «совместную дружелюбную»

деятельность учащих и учащихся, так как все школьные вопросы касаются

одинаково близко и тех и других членов школы. Позицию взрослого человека он представлял как позицию старшего помощника, советчика.

В целом, педагогический процесс П.Ф. Каптерев понимал как «совместную дружелюбную» деятельность учащих и учащихся, так как все

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика