Слайд 1Психолого-педагогическая компетентность в работе с детьми
Птушко Н.Н.
учитель физической культуры
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа « 93»
Слайд 2психолого-педагогическая компетентность
В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как
максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая
достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Слайд 3Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:
1.педагогический такт - это
соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых
разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся
2.наблюдательность;
Слайд 4Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:
3.способность и желание работать
с детьми
4.заинтересованность в результате своей работы
5.умение исходить из мотивации
учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
Слайд 5Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:
6.организаторские способности -умение организовать
коллективную и индивидуальную деятельность
простота, ясность и убедительность речи- умение
увлечь, умение стимулировать детскую активность.
В рамках психолого-педагогической компетентности в организации коллективной деятельности хочется выделить: внедрение учебных игр.
7. управление психическим состоянием учащихся на учебных занятиях. Это и создание комфортной обстановки и умение видеть состояние ученика.
Слайд 6Педагогический такт предполагает:
-уважение к школьнику и требовательность к нему; (Важно,
чтобы эти 2 качества сочетались).
-развитие самостоятельности учащихся во всех видах
деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; (важно, чтобы ребята научились максимально самостоятельно выполнять задания).
Слайд 7Педагогический такт предполагает:
-внимательность к психическому состоянию школьника, способность истолковывать и
читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального
общения (мимика, жесты); умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека).
Слайд 8Педагогический такт предполагает:
- разумность, и последовательность требований к ученику;
-доверие
к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
-педагогически оправданное
сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.
Слайд 9Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:
8. Одно из важных
профессионально значимых личностностных качеств педагога - эмпатичность: "постижение эмоционального состояния,
вчувствование в переживания другого человека"- способность педагога эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций.
Слайд 10Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:
Главное - понять состояние
ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более
того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает.
Слайд 11Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:
Главное - понять состояние
ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более
того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает.
Слайд 12Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:
Совокупность таких качеств, как
рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе интереса к партнеру,
к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. В данном случае партнер-это ученик.
Слайд 13Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:
9. Способность к сотрудничеству
это
- умение формулировать свою точку зрения,
- слушать и слышать другого,
-выяснять точки зрения своих партнеров,
Слайд 149. Способность к сотрудничеству это
- разрешать разногласия с помощью логической
аргументации,
- не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений,
- поощрять
активность другого и своевременно проявлять свою инициативу
Слайд 159. Способность к сотрудничеству это
- оказывать эмоциональную и содержательную поддержку
тому, кто в этом особо нуждается;
-стать на позицию другого
-координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями;
Слайд 169. Способность к сотрудничеству это
-занимать диалогичную, а не монологичную позицию;
-органически сочетать "ролевые" и "межличностные", деловые и человеческие отношения.
Слайд 1710. Визуальность
внешняя привлекательность педагога, способность расположить к себе ученика
манерой поведения, внешним видом.
Слайд 1810. Визуальность
Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит
каждый педагог, но и на внешнее выражение чувств в мимических
и пантомимических движениях.
Слайд 1910. Визуальность
Приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке,
упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся.
Слайд 2010. Визуальность
Основной критерий сформированности психолого-педагогической компетентности -умение педагога самостоятельно разрешать
педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.
Слайд 21Традиционный и компетентностный подход к обучению:
Традиционная модель (когнитивная –
знания, умения, навыки)
•Задача и миссия учителя – «передать» знания и
опыт предшествующих поколений
•Неотъемлемое свойство – доминирующая репродуктивная деятельность обучаемых
•Экстенсивный характер образовательного процесса
•Результат образования оценивается в основном количественными показателями Оценка внешняя (без участия ребёнка)
•Модель более ориентирована на процесс, чем на результат(делай как …)
Слайд 22Традиционный и компетентностный подход к обучению:
Инновационная модель компетентностная трактовка
(личностно-развивающая)
•Задача и миссия учителя научить получать знания
•Креативная (творческая) деятельность
обучаемых
•Интенсивный характер образовательного процесса
•Результат образования оценивается качественными показателями Самооценка + оценка других
•Модель более ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого (личный рост, личный пример – сам ребёнок)
Слайд 23Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности
учителя-воспитателя.
В-А- Сухомлинский писал:
"Не забывайте, что почва, на которой строится
ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"'
Слайд 24Спасибо за внимание.
Успехов Всем в нашей профессии!