Слайд 1Психолого – педагогическая характеристика класса
(на примере 2 класса)
Смирнова Светлана Викторовна
Социометрическая
методика
Слайд 2 При помощи этой методики можно определить положение
испытуемых в системе межличностных отношений, а также дать психолого –
педагогическую характеристику класса.
Социометрия
Слайд 41-Лидеры
2- Предпочитаемые
3- Пренебрегаемые
4- Изолированные
Социограмма
Слайд 5
- МАЛЬЧИК
- ДЕВОЧКА
-ВЫБОР
- ВЗАИМНЫЙ ВЫБОР
Социограмма
Слайд 7 Одним из показателей благополучия складывающихся отношений
является коэффициент взаимности выборов.
Он
показывает, насколько взаимны симпатии в общности.
Слайд 8Совпадения:
2-20,13,16,17
3-15
4-7
7-4,19,6
8-13
9-13
13-8,9,2
14-21,18
16-11,2,17
17-16,21,2,20
18-19,14
19-7,18
20-2,17
21-17,14
Слайд 9Взаимный выбор
Ващюк Иван
Степанов Александр
Слайд 10Коэффициент сплоченности
Cn= K/Wвв = 0,07
Cn – показатель групповой сплочённости
K –
общее число взаимных выборов
Wвв – максимальное число возможных выборов
Слайд 11Коэффициент сплоченности
Cn= 0,07
Норма коэффициента сплоченности составляет 0,6-0,7.
В результате проведения
данной социометрической методики было выявлено, что Класс несплочённый.
Слайд 12Результаты социометрии
В классе учится 21 человек: 7 девочек и 14
мальчиков.
По результатам социометрии можно сделать следующие выводы:
«Лидер класса» -
Ткачева Анастасия
«Предпочитаемые» -
Слайд 13Результаты социометрии
В классе учится 21 человек: 7 девочек и 14
мальчиков.
По результатам социометрии можно сделать следующие выводы:
«Пренебрегаемые» (Нейтральные):
«Изолированные»
(отверженные):
Cмирнова Зинаида Максимовна
Слайд 15К сожалению, такие дети есть почти в каждом классе. Сердце
любого нормального родителя разрывается на части, когда он узнает, что
его родной ребенок, так заботливо выращенный, пришелся в детском коллективе не ко двору.
Что же делать, чтобы предотвратить такую ситуацию?
Помните известный фильм «Чучело»? Наглядный пример ребенка-изгоя. Когда Лена приходит в свой новый 6 класс, одноклассники хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её.
Слайд 16Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова
по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка – фактически лидер класса, с
железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке – сила), Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё не выгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье – это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе).
Слайд 171. Внешний вид. Важно, чтобы ребенок вписывался в коллектив и
по росту, одежде, прическе. Особенно на начальном этапе. Позже, завоевав
себе авторитет, можно экспериментировать, сколько угодно. Ту же Леночку невзлюбили из-за «серости». В детском обществе встречают точно по одежке. Обувь, аксессуары – на это тоже надо обратить внимание, чтобы ребенок не стал объектом детских насмешек.
Слайд 182. Поведение. Здесь нужна «золотая середина», то есть, говоря на
детском языке, нужно «не выпендриваться» и «не пресмыкаться». Дети очень
чувствуют слабости человека и бьют именно по ним. Как потом сами пишут «какие же мы дети жестоки я сома удивляюсь как мы токими можем быть». Учите ребенка отстаивать свое мнение, быть самодостаточным.
Слайд 193. Самооценка. Она проявляется в поведении, в умении себя преподнести.
Психологи говорят, что нет завышенной самооценки (именно ее дети не
любят в своих сверстниках, как и заниженной), есть компенсация заниженной, просто проявления разные. Все это способы привлечь к себе внимание. Любой ценой. Заискивая перед сверстниками или общаясь с ними надменно – все это приведет лишь к изгойству. Поэтому как родители окружите ребенка вниманием и любовью, общайтесь с ним, объясняя, как складываются человеческие отношения, чтобы ребенок чувствовал себя Личностью, был сильным психологически.
Слайд 20Самое главное - помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового
возраста на 90% зависит от того, как к нему относится
учитель. А у первоклашек - на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «козла отпущения», «гадкого утенка». Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя - совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача - просто подать правильный сигнал.
Слайд 21Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: «Мне не важно, кто
первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба
виноваты». Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога «белым и пушистым». Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть - ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.
Слайд 22Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как
вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о
жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.
Слайд 23Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Во-первых, объясните ему, что
вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены,
что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же бывшая жертва отвечает сама весело и технично, к ней перестают приставать.
http://www.psychologos.ru/articles/view/rebenok-izgoy_v_klasse_sovety_uchitelyam_i_roditelyam
Слайд 24Как сплотить классный коллектив
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит
психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе
зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.
Слайд 25Инструкция
1
Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь
авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.
2
Запланируйте
в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут совместные прогулки на природе, создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
Слайд 263
Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать
у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы
о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
4
На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.
5
Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
http://refiki.ru/dlya-studenta/splochenie-kollektiva/
Слайд 276
Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся.
Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и
говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
7
Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.