Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
19.02.2015 г.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
МОУ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №6»
ШИН
ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА
"Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю
свою душу,
то счастье само вас отыщет".
К.Д.Ушинский
Слайд 2Определение профориентации
Профориентация - это научно обоснованная система
социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной
помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Слайд 3Законодательная база профориентационной работы в Российской Федерации:
Основные нормативно-правовые документы:
Федеральный закон
Российской Федерации
от 29 декабря 2012 года
«Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27 сентября 1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»
Слайд 4Цель профориентационной работы в школе:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе
выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у
школьников сознательного отношения к труду
профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Слайд 5Задачи профоориентационной работы:
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях
учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона
вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Слайд 6Принципы профориентационной работы в школе
Систематичность и преемственность
- профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками.
Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости.
Связь профориентации с жизнью (взаимосвязь с потребностями общества в кадрах).
Слайд 7Система профессиональной ориентации школьников:
Профессиональной просвещение;
Профессиональная диагностика;
Профессиональная консультация;
Профессиональный подбор;
Профессиональная адаптация.
Профориентация реализуется
через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Слайд 8СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Координатор деятельности – заместитель директора по воспитательной
работе, в функции которого входит организация всей профориентационной работы в
школе.
Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся конкретного класса и реализует его.
Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях: показывают учащимся роль труда в жизни человека; привлекают их к выполнению трудовых дел; организуют ознакомительные экскурсии на предприятия; проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий; вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности; учат работе по формированию портфолио; знакомят учащихся с миром профессий.
Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников; обеспечивают профориентационную направленность уроков; формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Слайд 9СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей по
профориентационной работе и для учащихся «В помощь выбирающим профессию» -
литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям.
Медицинский работник, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.
Слайд 10СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Социальный педагог способствует формированию у детей группы
риска адекватной самооценки; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в
процессе их профессионального и жизненного самоопределения; консультирует учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог-психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования; проводит занятия по профориентации учащихся; осуществляет консультирование и психологическое просвещение педагогов, родителей и школьников на тему выбора профессии; выявляет особенности учащихся с целью оказания помощи детям и педагогам; помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике.
Слайд 11Этапы и содержание профориентационной работы в школе
1-4 классы:
формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Слайд 12Этапы и содержание профориентационной работы в школе
5-7 классы:
развитие у
школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Слайд 13Этапы и содержание профориентационной работы в школе
8-9 классы:
уточнение образовательного
запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Слайд 14Этапы и содержание профориентационной работы в школе
10-11 классы:
обучение действиям
по самоподготовке и саморазвитию;
формирование профессиональных качеств в избранном виде труда;
коррекция профессиональных планов;
оценка готовности к избранной деятельности.
Слайд 15Направления и формы работы
Работа с учащимися:
Комплекс профориентационных мероприятий в виде
развивающих занятий и тренингов по планированию карьеры, «круглые столы» и
др.;
Консультации по выбору профиля обучения;
Анкетирование;
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Слайд 16Направления и формы работы
Работа с родителями
проведение родительских собраний, (общешкольных,
классных);
индивидуальные беседы педагогов с родителями;
анкетирование родителей учащихся;
помощь
родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Слайд 17Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство.