Слайд 1Основные направления работы с учащимися девиантного поведения
Слайд 2Девиантное поведение
- поведение отклоняющееся от условно принятых норм: культурных,
этнических, моральных, юридических, религиозных, экономических и др.
Слайд 3Деликвентное (антисоциальное) поведение – поведение противоречащее правовым нормам, угрожающего социальному
порядку и благополучию окружающих людей. Включает в себя любые действия
и бездействия, запрещенные законодательством
Аморальное (асоциальное) – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлечение в азартные игры, бродяжничество, иждивенчество
Аутодеструктивное (саморазрушительное) – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Выступает в различных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость и тд.
Слайд 4Аддиктивное поведение – Стремление уйти от реальности, искусственным путем изменить
свое психическое состояние, что создает иллюзию безопасности, восстановления равновесия
Гиперактивное поведение
– отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность, в основе которой лежат микроорганические повреждения мозга, возникшие в результате осложнения беременности и родов, истощающего заболевания раннего возраста, физических и психических травм.
Психическое здоровье
Психологическое здоровье
Слайд 5Медицина
Психология
Педагогика
Норма, адекватность,
работоспособность
Развитие, творчество,
коммуникабельность
Гармония, уверенность,
уравновешенность
«Здоровье» - это не
только отсутствие болезней и дефектов но и состояние
полного душевного,
физического и социального благополучия.
Психическое здоровье
Слайд 6Психическое здоровье
Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных
психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.
Психическое здоровье - состояние динамического равновесия индивида с окружающей средой, когда все заложенные в его биологической сущности способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью
Слайд 7В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных
реализаций:
1) употребление алкоголя, никотина;
2) употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства,
различные яды;
3) участие в азартных играх, включая компьютерные;
4) сексуальное аддиктивное поведение;
5) переедание или голодание;
6) “работоголизм”;
7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;
8) политика, религия, сектантство, большой спорт;
9) манипулирование со своей психикой;
10) нездоровое увлечение литературой в стиле “фэнтези”, “дамскими романами” и т. д.
Совершенно естественно, что не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по своему значению и последствиям для человека и общества. Этого иногда не понимают, приравнивая, например, увлеченность рок-музыкой к наркомании. Здесь имеется общее аддиктивное звено, однако это совершенно разные по своему содержанию, развитию и последствиям явления.
Слайд 8Аддиктивный подход к разрешению проблемных ситуаций зарождается в глубине психики,
он характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими
людьми, а с неодушевленным предметом или активностью. Человек нуждается в эмоциональном тепле, интимности, получаемых от других и отдаваемых им. При формировании аддиктивного подхода происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты.
Адекватно переживаемым чувствам
Слайд 9Психическое и психологическое здоровье
Основой «психического здоровья» является полноценность развития и
функционирования психических и соматических систем жизненобеспечения, а основу «психологического здоровья»
человека нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе
Слайд 10Психическое и психологическое здоровье
Психическое здоровье – генетически обусловлено
Психологическое здоровье –
производное социального развития
Слайд 11Теоретические конструкции концепции психологического здоровья – антинаркотической устойчивости
Жизненные кризисы (Э.
Эриксон);
Иерархия потребностей (А. Маслоу);
Интернальность-экстернальность (Д. Роттер);
Потребностные циклы (Ю. В. Валентик);
Слайд 12Развитие личности: психосоциальные стадии (Э. Эриксон)
Человек проходит через несколько стадий
развития.
Каждая стадия развития сопровождается кризисом.
Кризис содержит позитивный и негативный компонент.
Поведение
обусловлено тем каким образом разрешается кризис.
Слайд 13Развитие личности: психосоциальные стадии (Э. Эриксон)
Трудолюбие-
неполноценность
Инициативность-вина
Идентичность-
ролевое смешение
Близость-изоляция
Продуктивность-
инертность
Цельность Я-
отчаяние
Автономия-сомнение
Базальное
доверие-недоверие
Младенчество
рождение-1 год
Ранее
детство
1-3 года
Возраст игры
3-6 лет
Школьный возраст
6-12 лет
Юность
12-19 лет
Ранняя зрелость
20-25 лет
Средняя зрелость
26-64
года
Поздняя
зрелость
65-смерть
Слайд 14Иерархия потребностей (А Маслоу)
Физиологические потребности
Потребности
в безопасности и защите
Потребности
в принадлежности и любви
Потребности
в самоуважении
Потребности
в самоактуализации
Слайд 15Локус контроля (Д. Роттер)
Локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того,
в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.
Люди с
экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами
Люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями
Слайд 16Локус контроля (Д. Роттер)
Локус контроля
Внутренний
локус контроля
Внешний
локус контроля
Экстерналы
Интерналы
Средний
локус контроля
Слайд 17Психогенетическая модель личности (Ю. В. Валентик)
Психика формируется и функционирует в
рамках процесса развертывания генетической программы
Личность формируется с помощью ЗДЛ –
значимые другие лица.
Индивид помещает в себя социальный опыт.
В структуре личности выделяются устойчивые состояния – личностные статусы
Свертывание отношений с ЗДЛ ведет к дефициту ресурсов
Слайд 18Психогенетическая модель личности (Ю. В. Валентик)
Я-телесное
Я-Ребенок
Я-Гендерное
Я-Партнер
Я-Родитель
Я-
Профессионал
Слайд 19Патологический/наркоманический статус
Я-телесное
Я-Ребенок
Я-Гендерное
Я-Партнер
Я-Родитель
Я-
Профессионал
Я-Наркоман
Слайд 20Свойства психологического здоровья
Полноценное завершение личностной идентификации;
Сформированный конструктивный, идентификационный жизненный сценарий;
Сформированный
навык ответственного выбора;
Качество внутреннего локуса контроля;
Ресурсная достаточность личности в отношении
реализации жизненного сценария.
Слайд 21Личностная идентификация
Индивид четко представляет ответы на вопросы «Кто Я?», «Чего
Я хочу в жизни?»
Индивид осознает собственную уникальность, не повторяет навязанные
извне сценарии – стереотипы
Возраст формирования: 12-19 лет
Слайд 22Конструктивный идентификационный сценарий жизни
Индивид знает что ему нужно делать для
исполнения своих желаний.
Снижение уровня базисной тревоги и поисковой активности индивида
порождаемое неопределенной системой координат.
База формирования: личностная идентификация.
Возраст формирования: 19-20 лет
Слайд 23Внутренний локус-контроля
Основная позиция индивида «Я сам несу ответственность за то
что происходит со мною в жизни»
Возраст формирования 12-18 лет
База формирования:
автономность; инициатива
Слайд 24Ресурсная достаточность
Висцеральные адаптационные реакции – стереотипные биологические ресурсы;
Идеаторные адаптационные реакции
– стереотипные психологические ресурсы (знания, умения, навыки);
Творческая концентрация – кретивно-пластические
ресурсы.
Слайд 25Реализация потребностного цикла
Физиологические потребности
Потребности
в безопасности и защите
Потребности
в принадлежности и любви
Потребности
в самоуважении
Потребности
в самоактуализации
Доверие
Инициатива
Автономия
Близость
Трудолюбие
Идентичность
Продуктивность
Цельность Я
Недоверие
Сомнение
Вина
Неполноценность
Ролевое
смешение
Изоляция
Инертность
Отчаяние
Конструктивный вариант
Деструктивный вариант
Иерархия потребностей
Слайд 26Нормативная
личность
Проблемная
личность
Аддиктивная
личность
Наркоманическая
личность
Диссоциированная
зависимая
личность
Континуум формирования
наркоманической
личности
Слайд 27Базисные стратегии поведения
Конфронтационная стратегия поведения – обеспечивает устойчивость в агрессивной
среде;
Синергетическая стратегия поведения – обеспечивает пластику, развитие в динамично меняющейся
среде
Слайд 28Конфронтационная стратегия поведения
Эмоциональная сфера
Межличностные отношения
Поведенческая сфера
Паника, бегство, агрессия,
низкая эффективность
и продуктивность
Враждебность, агрессия,
неприятие, сопротивление
Страх, тревога, неуверенность
Блокирование эмоций
Сфера ресурсов
Опора
на стереотипные
биологические и
психологические ресурсы
Слайд 29Синергетическая стратегия поведения
Эмоциональная сфера
Межличностные отношения
Поведенческая сфера
Активность,
поиск сотрудничества,
высокая эффективность
Доверие, поддержка,
уважение, сотрудничество
Интерес, подъем,
творческое
предвосхищение
Сфера ресурсов
Опора на
креативно-пластические
ресурсы
Слайд 30Алгоритм формирования психологического здоровья – антинаркотической устойчивости. Профилактический вариант: первая
основная фаза
Трудолюбие-
неполноценность
Инициативность-вина
Идентичность-
ролевое смешение
Автономия-сомнение
Базальное
доверие-недоверие
Младенчество
рождение-1 год
Ранее детство
1-3 года
Возраст игры
3-6 лет
Школьный возраст
6-12
лет
Юность
12-19 лет
Слайд 31Алгоритм формирования психологического здоровья – антинаркотической устойчивости. Профилактический вариант: первая
основная фаза
Формирование синергетической стратегии поведения с обеспечением доступа с креативно-пластическим
процессам;
Полноценное завершение личностной идентификации;
Формирование конструктивного идентификационного сценария;
Формирование характеристик внутреннего локуса контроля;
Формирование достаточной ресурсной базы.
Слайд 32Алгоритм формирования психологического здоровья – антинаркотической устойчивости. Профилактический вариант: вторая
вспомогательная фаза
Доступ к адекватной информации о вреде наркопотребления;
Конфликт сценария наркопотребления
и позитивных ценностей жизненного сценария;
«Перевес» позитивных ценностей жизненного сценария;
Вытеснение возможности наркопотребления из неосознаваемых жизненных горизонтов
Слайд 33Концепции профилактики
Выявить - наказать
Информировать – оказать поддержку
Оценить:
По объему работы
По
временным затратам
По сложности достижения результата
По самому результату
ПРИВЫЧНО
СЛОЖНО
Слайд 34Как это сделать?
С
И
С
Т
Е
М
А
НАПРАВЛЕНИЯ:
Профилактика
Диагностика
Развитие и коррекция
И6ндивидуальное сопровождение
МЕТОДЫ-способ получения фактов:
-Лекции
-Беседы
-Наблюдение
Слайд 35Алгоритм профилактически
Информирование + и –
Взаимодействие: взрослый-взрослому, объект/субъект
Оценка реальной ситуации
Выход на
ПРИЧИНЫ
= ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ БЕСЕДЫ
Слайд 36Я + Я
Я + ТЫ
Спрашиваю о чувствах и переживаниях
Спрашиваю
о поступках
Что происходит?
Что чувствуешь?
Почему выбрал такой путь решения?
На чем он
основан?
Можно ли было поступить иначе?
Давай подумаем. Что мы получим?
Ты зачем так себя ведешь?
Мне опять на тебя жаловались!
Я тебе говорил, что будет, если ты будешь продолжать?
ПОДДЕРЖКА
УГРОЗА
Слайд 37Алгоритм беседы
Ставим ребенка на свое место, себя – на его
Искусственно
создаем ситуацию выбора
Спрашиваем: какой выбор? Почему?
(А я бы сделал так,
потому что…)
Обоснование своих действий и выбора. Примеры из жизни других людей
Окончательное соглашение (Попробуем изменить свое отношение? ДА – я тебе помогу; НЕТ- Подумай еще над нашим разговором, надеюсь ты примешь верное решение), возвращение ответственности
Контроль результата (Как дела? Что нового произошло? Не хочешь пообщаться?)
Слайд 38ЛЕКЦИЯ – Групповая интерактивная работа
Субъектный опыт+ компетентностный подход. Задача: сформировать
компетентность в вопросах профилактики преступности, наркомании и т.д.
Условия:
Информация должна быть
доступной, конкретной
Проблема ставится руководителем
Просим разработать пути решения
Рефлексия (резюмирование) обязательна после выступления каждой группы
(дети направляются на продуктивные решения)
5. Принимаются конкретные меры, направленные на изменение ситуации,
распределяется ответственность сторон
6. Обязательный контроль
Слайд 39ДИАГНОСТИКА
РЕБЕНОК, как человек, как личность
=
СРЕДА
Родители
Друзья
Школа
Кто окружает?
Как осуществляется взаимодействие?
Какие проблемы
возникают?
Как реагирует?
Какие поступки совершает?
Чем они мотивированы?
Чего хочет добиться?
Чего хочет избежать?
Как
можно повлиять?
Что можно изменить мне?
Что может изменить сам ребенок?
ПОКАЗАТЬ ПУТИ