Разделы презентаций


"Общенаучная характеристика педагогической психологии"

Содержание

Педагогическая психология– это междисциплинарная отрасль научных знаний, возникшая на стыке педагогики и психологических знаний. В современной науке прослеживается два направления развития педагогической психологии – дифференциация и ее интеграция.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Общенаучная характеристика педагогической психологии


Выполнила: Алпатова А.В.

Общенаучная характеристика педагогической психологииВыполнила: Алпатова А.В.

Слайд 2Педагогическая психология
– это междисциплинарная отрасль научных знаний,
возникшая на стыке

педагогики и психологических
знаний.
В современной науке прослеживается два направления

развития педагогической психологии –
дифференциация и ее интеграция.
Педагогическая психология– это междисциплинарная отрасль научных знаний, возникшая на стыке педагогики и психологических знаний. В современной науке

Слайд 3 Педагогическая психология
отрасль психологической науки, которая изучает
факты, закономерности и

механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

Термин "педагогическая психология"

впервые был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.
Педагогическая психологияотрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

Слайд 4 Различные подходы к определению педагогической психологии
В. В. Давыдов
предлагает

считать педагогическую психологию частью возрастной
психологии, аргументируя это тем, что

специфика возраста
определяет характер проявления
у учащегося законов усвое­ния,
поэтому и преподавание той или
иной дисциплины должно
строиться по-разному.

В. А. Крутецкий:
«Педагогическая психология
изучает законо­мерности
овладения знаниями, умениями и
навыками, исследует
ин­дивидуальные различия в этих
процессах, закономерности
формиро­вания у школьников
творческого активного мышления, изменения в психике».

Т. В. Габай:
«Педагогическая психология исследует
закономер­ности присвоения
общественно выработанных способов
действий и используемых в них знаний той или иной стадии развития.
Она также устанавливает связь
процессов учения с процессами
развития, то есть выясняет, при каких
условиях первые обеспечивают
возможность по­следних».

И. А. Зимняя:
«Предметом педагогической психологии
являют­ся факты, механизмы,
закономерности освоения
социокультурного опыта человеком и
вызываемые этим процессы освоения
изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как
субъекта учебной деятельности,
организуемой и управляемой педаго­гом
в разных условиях образовательного
процесса».

Предмет
педагогической психологии

Л. И. Божович:
«Педагогическая психология изучает законо­мерности
развития человека
в условиях обучения
и воспитания».

Различные подходы к определению педагогической психологииВ. В. Давыдов предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии, аргументируя

Слайд 5 Основные теоретические идеи работы П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1877)


Основные теоретические идеи работы  П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1877)

Слайд 6Связь педагогической психологии с другими науками
Педагогическая психология была выделена в


самостоятельную отрасль психологических знаний
на основании конкретных образований деятельности человека.


Связь ее с другими науками обусловлена тем, что
она:
1) конкретная область психологического знания;
2) изучает образовательный процесс как передачу
социально-культурного опыта;
3) предметом ее изучения является познающий и
обучающий познанию человек.
Связь педагогической психологии  с другими наукамиПедагогическая психология была выделена в самостоятельную отрасль психологических знаний на основании

Слайд 7Психологические теории



Ассоциативная психология
(Д. Гартле, В. Вундт) – выявила типы

и механизмы ассоциации.
Именно на основе ассоциаций в психологии изучалась

память, приемы научения.
Аристотель выделил чувство
удовлетворения как фактор
научения.

Теория проб и ошибок
(Э.Торндайк) – дает основные
законы научения (закон
упражнения, закон эффекта,
закон
готовности, кривую научения,
тесты достижения).

Бихевиористы (Дж. Уотсон),
необихевиористы Э. Толмен,
К. Халл, Б.Ф. Скиннер
разработали несколько теорий
научения в русле бихевиоризма. Например, Скиннер ввел практику программного обучения
(1954г.).
Заслуга необихевиористов
состоит в разработке довольно
целостной концепции научения.

Психологические теорииАссоциативная психология (Д. Гартле, В. Вундт) – выявила типы и механизмы ассоциации. Именно на основе ассоциаций

Слайд 8


Психоанализ
(Фрейд, Юнг)
разработал категорию бессознательного в
разных направлениях,
стадиальность

развития «я», экстраверсию,
интраверсию.

Гештальпсихологи
разработали
концепцию
динамической
системы поведения, теорию


Поля К.Левина.

Генетическая
пистемология или
теория
стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже об
интеллектуальном
развитии ввела в науку понятия –
централизация,
децентрализация,
адаптация, стадии
интеллектуального
развития.



Когнитивная психология (60-80 г.г. 20 в.)
Дж. Брунер, Норман
делали акцент на
информативность,
прогнозирование,
приемы переработки
информации процессов чтения и понимания
материальные и
когнитивные стили.

Психологические теории

Психоанализ (Фрейд, Юнг) разработал категорию бессознательного в разных направлениях, стадиальность развития «я», экстраверсию, интраверсию.Гештальпсихологи разработали концепцию динамической

Слайд 9


Гуманистическая психология
(А.Маслоу, К.Роджерс) ввела
понятия центрированная на
клиенте терапия,


самоактуализация, пирамида
человеческих потребностей,
понятия фасилитация
(облегчение,
вспомоществование) и
сформулировала

позиции
гуманистического подхода к
учащемуся.

Педагогическая антропология
К.Д.Ушинского.
Его учение требовало обучать
воспитывая.
Он разработал категории
содержания и методов обучения.
.

Культурно-историческая теория
Л.С.Выготского, теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития
(обучение ведет
за собой развитие).

Психологические теории

Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс) ввела понятия центрированная на клиенте терапия, самоактуализация, пирамида человеческих потребностей, понятия фасилитация (облегчение,

Слайд 10Отечественная педагогическая психология
Только к середине 20 века сформировались собственно психологические

теории и концепции учебной
деятельности.
В отечественной педагогической психологии их


представили:
Г.С. Костюк, - Д.Б. Эльконин,
Н.А. Менчинская, - А.К. Маркова,
З.И. Калмыкова, - Л.В. Занков,
П.Я. Гальперин, - Н.В. Кузьмина,
Н.Ф. Талызина, - А.А. Люблинская,
В.В. Давыдов и другие ученые.
Отечественная  педагогическая психологияТолько к середине 20 века сформировались собственно психологические теории и концепции учебной деятельности. В

Слайд 11Что изучает педагогическая психология?
Педагогическая психология связана с общей
психологией, на

базе которой и возникла, далее
с возрастной психологией, так как

объект изучения
их - общий – развивающаяся личность.
Педагогическая психология изучает условия и
факторы формирования психических новообразований, но обязательно под воздействием образования.

Что изучает  педагогическая психология?Педагогическая психология связана с общей психологией, на базе которой и возникла, далее с

Слайд 12Отечественная педагогическая психология изучает:
психологические механизмы управле­ния обучением
(Н.Ф.

Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образователь­ным процессом

в целом (B.C. Лазарев и др.);
управления процес­сом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);
учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Ор­лов и др.);
индивидуально-психологические факторы, влияю­щие на успешность этого процесса, например сотрудничество
(Г.А. Цукерман и др.),
личностные особенности обучаемых и учи­телей
(B.C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).
Отечественная  педагогическая психология изучает:психологические механизмы управле­ния обучением  (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образователь­ным

Слайд 13 Спасибо за внимание

Спасибо  за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика