Слайд 1Методика и
формы
сотрудничества
классного
руководителя
с
родителями
Выполнила учитель
начальных классов
МОУ "СОШ 17"
Богомолова
Марина Ивановна
Слайд 2Главное назначение семьи – воспитание детей.
Введение
Современные семьи, развиваются в условиях
качественно
новой и противоречивой общественной ситуации.
Наблюдается поворот
общества к
проблемам и
нуждам семьи.
Разрабатываются и
реализуются комплексные
целевые программы по
укреплению и повышению
значимости в воспитании
детей
Процессы, которые
приводят к обострению
семейных проблем:
Падение жизненного уровня
семьи;
Рост числа разводов;
Увеличение числа неполных и
имеющих одного ребёнка семей
Часть детей отдаляется от
родителей
Слайд 3Введение
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная
помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и
родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в:
Учебно-воспитательный процесс
Неурочную досуговую деятельность
Сотрудничество с детьми и педагогами
Я считаю что, основной путь совершенствования семейного воспитания – это систематическая работа по повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Слайд 4
Педагогические
задачи
Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми
Формирование
у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка
и участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса
Формирование положительного отношения родителей к работе школы и класса при проведении различных форм работы с семьёй и детьми
Организовать работу родительского комитета класса
Обеспечить систему психолого-медико-педагогического просвещения родителей
Обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей
Слайд 5Программа сотрудничества с родителями
I раздел
Учебный
процесс
II раздел
Внеучебная
воспитательная
работа
III
раздел
Социально-
психологическая
поддержка
семьи
IV раздел
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Слайд 6Формы взаимодействия с семьёй
Слайд 7Групповые формы
Родительское собрание – это самая
распространённая форма работы с
родителями.
Организационные
собрания;
Собрания по плану
классного всеобуча;
Собрания-диспуты;
Текущие собрания;
Итоговые собрания;
Собрания-практикумы;
Тематические собрания
«У
Вас в семье
первоклассник!»
«Эти непростые
маленькие дети.»
«Какой – он Ваш ученик?»
«Жизнь ребёнка и его
успехи в школе.»
«Мальчики и девочки – два
разных мира,»
«Искусство любить детей.»
Слайд 8Правила подготовки родительского собрания
1: Тема родительского собрания должна быть актуальна
для родителей.
2: Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей
время.
3: План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
4: Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5: Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
6: Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Слайд 9Групповые формы
Конференция – форма просвещения родителей,
которая расширяет, углубляет и
закрепляет знания
родителей о воспитании детей по какой-то узкой
тематике.
Теоретические
конференции, в ходе
которых одна и та же
проблема
рассматривается под
различными углами
зрения
Конференции по обмену
опытом в воспитании детей
«Традиции семьи и их
значение в воспитании.»
«Азбука нравственности.»
«Педагогический такт
родителей.»
«Книга в семье – духовное
развитие ребёнка.»
Слайд 10Групповые формы
Работа дискуссионного клуба «Эврика»
Родительские клубы – это объединение по
интересам. Интерес к общему увлечению детей
и родителей, общий интерес
к пониманию одной
проблемы, интерес к изучению литературы по
проблемам воспитания.
Слайд 11Групповые формы
Клубы творчества –это традиции и обычаи сов-
местного общения,
это влияние на будущие поступ-
ки человека, формирование его культуры, харак-
тера.
Членами клуба являются родители и дети.
Слайд 12Родительские чтения – форма работы, которая
даёт возможность родителям самим
изучать
литературу по проблеме.
Групповые формы
«Взрослая правда детских
стихов С. Я.
Маршака о
воспитании»
«В. Д. Еремеева «О воспитании
мальчиков и девочек»
«Что делать, если…» по книге
М. Коляды «Шпаргалка для
родителей»
«Мудрость родителей. В чём её
сущность?» по материалам книги
А. Лопатиной, М. Скребцовой
Слайд 13Групповые формы
Родительские университеты –предназначены
для психолого-педагогического просвещения
родителей
«Как сохранить
здоровье ребёнка?»
«Правовые знания
и их значение
в жизни семьи.»
«Как научить
ребёнка
быть нравственным.»
Слайд 14Групповые формы
Родительские вечера – это праздник общения с
родителями друга
твоего ребёнка, это праздник
воспоминаний младенчества, собственного детства
и детства своего
ребёнка, это поиск ответов на
вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
«Фотографии нашего
детства»
«Вопросы детей, кото-
рые ставят нас в тупик»
«Праздники нашей
семьи»
«Друзья моего
ребёнка»
Слайд 15Групповые формы
Родительские тренинги –это форма работы с
родителями, которые осознают
проблемные ситу-
ации в семье, хотят взаимодействие с ребёнком
сделать более
открытым и доверительным и пони-
мают необходимость приобретения новых знаний
и умений в воспитании собственного ребёнка.
«Грубость и агрессивность
детей»
«Склочность родителей,
агрессивное поведение
родителей и детей во время
встреч с родительским
коллективом и учащимися»
Слайд 16Групповые формы
Родительские ринги –одна из дискуссионных
форм общения родителей и
формирования
родительского коллектива.
«Трудности школьного
урока, в чём они состоят»
«Дети разных националь-
ностей
в одном классе»
«Школьная форма:
за и против»
«Плохие привычки –
наследственность или
влияние социума?»
Слайд 17Групповые формы
Открытые уроки – это возможность для
родителей увидеть своего
ребёнка в процессе
образовательной деятельности .
Слайд 18Групповые формы
Совместные творческие дела – позволяют
сплотить семью, школьные детский
и родительский коллективы.
«В гостях у Деда
Мороза и Снегурочки»
«Мастерская
Деда
Мороза»
Мама, папа, я –
плавающая семья»
«Вершки и корешки»
«Стали мы на год
взрослее»
«При солнышке тепло,
при матери добро.»
Слайд 19Групповые формы
Совместные творческие дела – позволяют
сплотить семью, школьные детский
и родительский коллективы.
Защита семейных
проектов:
«Моя семья –
моё
богатство»
«Леди-Осень»
«День сюрпризов»
Фестиваль
«Восходящие
звёздочки»
«День именинника»
«Ай да, папа!»
Слайд 20Индивидуальные формы
Тематические и индивидуальные
консультации – проводятся по
запросам родителей, если они
сталкиваются с проблемой вос-
питания ребёнка, которую
самостоятельно решить не могут.
А так же могут проводиться по
рекомендации классного руково-
дителя, если родители не в состо-
янии разобраться с проблемой
или проблема доведена до конф-
ликтной ситуации, или родители
пытаются уйти от решения
трудной ситуации.
Слайд 21Требования к проведению консультаций
1: Обсуждаемая проблема, должна быть хорошо известна
учителю и рассматривалась им с различных позиций: ребёнка, родителей, педагогов.
2:
Необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать своё мнение и своё отношение к проблеме.
3: Участники консультации, которые оказывают помощь родителям, должны быть компетентны.
4: Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
5: Необходимо обратить внимание на хорошие стороны ребёнка, и потом говорить о проблемах.
6: Нельзя сравнивать детей друг с другом.
7: Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
Слайд 22Индивидуальные формы
Беседа – используется в целях предупреждения
конфликтных ситуаций, для
налаживания
взаимоотношений между родителями и детьми,
между отдельными педагогами и семьёй.
Результаты
беседы не должны становиться
гласными, если кто-то из участников беседы
этого не хочет.
Посещение на дому – это крайняя мера. Оно
возможно только после получения разрешения
родителей.
Слайд 23Индивидуальные формы
Переписка с родителями– это сообщение ин-
формации о ребёнке, поздравления
родителей
с праздниками.
Слайд 24Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьёй
1: Родителям нужна поддержка,
помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые
условия для общения.
2: Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
3: Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
4: Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Слайд 255:Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от
родителей услышали.
6: То, о чём родители вам поведали, не должно
стать достоянием других людей.
7: Если есть профессиональная необходимость поделиться информацией, которую сообщили вам родители с другими участниками воспитательного процесса, необходимо поставить об этом в известность родителей. Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее о своём ребёнке, дающее шанс на будущее.
8: Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями.
9: Если педагог не компетентен в какой-то проблеме, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.
10: Если родители принимают активное участие в жизни класса, их усилия должны быть отмечены классным руководителем.
Слайд 26Методы психолого-
педагогической диагностики
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Анкетирование
Деловые игры
Материалы детского творчества
Диагностика
– не панацея, а средство которое может помочь сделать проблему
беспроблемной.
Д. Добсон
Слайд 27Литература, используемая в работе
Слайд 28Заключение
Важнейшим условием успеха в воспитании подрастающего поколения является повышение педагогической
культуры родителей через различные формы взаимодействия с семьёй.
Помочь родителям преодолеть
трудности и ошибки в семейном воспитании, найти причины и пути их устранения может классный руководитель.
Слайд 29СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
Слайд 30Источники, используемые в работе:
http://www.cheshire.k12.ct.us/highland/grade-levels/leveledbooks
http://upr.1september.ru/view_article.php?id=201001210
http://www.umass.edu/researchnext/schooling-success
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная
школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Дереклеева Н.И. Справочник классного
руководителя. (1-4 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой.- М.: «ВАКО», 2005.
Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2004.