Слайд 1ХАРАКТЕРИСТИКА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2Содержание работы
Переход образовательных учреждений на новые ФГОС.
2. Общие положения
о ФГОС основного общего образования.
3. Результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования.
4. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
5. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Слайд 3
Переход образовательных учреждений на новые ФГОС основного общего образования.
Федеральный закон
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в
Российской Федерации» в статье 11 устанавливает ФГОС, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты.
Слайд 4Часть 1 статьи 11 гласит:
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮТ:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных
образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Слайд 5
Поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования осуществляется в
соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане
действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы», переход на ФГОС ступеней общего образования осуществляется в соответствии со следующим графиком:
Слайд 7
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897.
Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне осуществлялось с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.
Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО осуществлен с 01 сентября 2015 года.
Слайд 8
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы
основного общего образования.
Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Слайд 9
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования
к структуре основной образовательной программы основного общего образования
к
условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
Слайд 10
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 11
личностные
Требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования
метопредметные
предметные
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированость их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
- социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Слайд 12
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
Слайд 13
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Слайд 14
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Слайд 15
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни
и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Слайд 16
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Слайд 17
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
Слайд 18
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
Слайд 19
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
.
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Слайд 20
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с
учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в
состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования
Слайд 21
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через
урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Слайд 22
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и
оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные
студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Слайд 23
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела:
- целевой
- содержательный
- организационный
Слайд 24
Целевой раздел
Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи
и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования,
а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Слайд 25Содержательный раздел
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования
и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
программу воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы.
Слайд 26Организационный раздел
Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной деятельности,
а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
-
учебный план основного общего образования, календарный учебный график и план внеурочной деятельности;
систему условий реализации образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта; -
оценочные и методические материалы, а также иные компоненты (по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность).
Слайд 27
Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленных во всех трех разделах
основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.
Слайд 28
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования
к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют
кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Слайд 29
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды:
обеспечивающей достижение
целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость
для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся при получении основного общего образования.