Слайд 1Система методической работы в ДОУ
Слайд 2Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового
опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение
мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Слайд 3Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для
непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Слайд 4Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального
развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи
методической работы:
Слайд 51. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2.
Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ
3.
Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности МДОУ и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5. Координация деятельности МДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МДОУ в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Слайд 6Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
системно-деятельном
подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и
условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие
профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и старшего воспитателя;
дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
мотивационно- стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Слайд 7Направления методической работы
Методический кабинет как центр методической работы.
Центром всей методической
работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в
оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Слайд 8Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность,
доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Реализация информационно
- аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
Слайд 10В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки:
Идет аттестация!
К праздничным
датам.
Подготовка к педсовету.
В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство
педагогов:
материал семинаров-практикумов;
план – график повышения квалификации педагогов;
план аттестации педагогических кадров;
передовой педагогический опыт
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Слайд 11Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних
достижениях науки и практики.
Своевременное информирование педагогов о новых разработках в
психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.
Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ
Обзор видов информации и форм методической работы представлен в схеме :
Слайд 13 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.
Задачу обучения
и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой.
При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.
Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с пед.кадрами, является анализ кадрового обеспечения
Слайд 14Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:
курсовая подготовка;
участие
в работе творческих групп, клубов;
участие в методических объединениях.
Зам. зав. по
воспитательной и методической работе организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
Слайд 15Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Передовой опыт представляет
собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.
ПО – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.
Слайд 16
Самообразование.
На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта
педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и
анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.
На втором этапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППО комплексом ИПМ (информационно-педагогический модуль: сообщение, запись пед.информации).
Третьим этапом является распространение и внедрение ППО. В рамках МДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и т.д.
Слайд 17Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Одним из стержневых условий
жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение методического процесса.
Программно-методический комплекс дошкольного
учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.
Через орган самоуправления ДОУ - педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.
Методическое сопровождение программы подбирается с учетом соответствия Временным требованиям к содержанию методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основного и дополнительного образования, осуществляемого в ДОУ, единства концептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик и технологий, их реализующих.
Слайд 18Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит и от создания условий
для его реализации. Это обуславливает следующую направленность методической работы:
1. Организация
развивающей предметной среды в МДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды МДОУ;
обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;
2. соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;
анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;
3. обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями;
4. разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы;
5. отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.
Слайд 19Структура, формы и методы методической работы.
Методы методической работы - это
упорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма - это внутренняя организация
содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.
К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях района, МДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.
К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.
Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.
Слайд 20Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм
и методов, необходимо руководствоваться:
целями и задачами ДОУ;
количественным и качественным
составом коллектива;
сравнительной эффективностью форм и методов работы;
особенностями образовательного процесса;
материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
реальными возможностями;
передовым опытом и научными рекомендациями.
Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:
педсовет.
семинары, семинары-практикумы
открытые просмотры эффективны.
медико-педагогические совещания.
консультации .
работа творческой группы.
Слайд 21Внешнее повышение квалификации происходит:
за счет посещения курсов повышения квалификации
в НИРО;
обучение в учебных заведениях;
участие в работе методических объединений района.
Внутреннее
повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:
участие в работе совета педагогов;
обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
консультирование и др.
Слайд 22В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к
педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа
с кадрами должна строится на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.
Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.
В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.
Слайд 23Планирование методической работы.
Планирование осуществляется на аналитической основе:
анализ внешней среды
ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского
уровней);
анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.