Слайд 1 Содержание воспитательной работы
в коррекционной школе
Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н.,
доцента
Слайд 2Содержание воспитания:
- Научные факты, понятия, представления о природе, обществе,
человеке;
- знания, которые базируются на
общественном опыте, ценностях,
нормах, идеалах;
- положительные привычки поведения.
Слайд 31. Умственное воспитание
Развитие интеллектуальной культуры личности, ее познавательных мотивов, умственных
сил, мышления.
Слайд 4
Включает комплекс общеучебных умений и навыков:
чтение, письмо, счет,
умение излагать мысли, пользоваться языковыми средствами;
специальные умения: чтение простых
схем, карт (исторических, географических);
навыки самостоятельной учебной работы,
коррекция основных мыслительных операции: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Слайд 52. Формирование мировоззрения школьников
Мировоззрение – часть направленности личности. Является результатом
воспитания (взгляды и убеждения).
Обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением главных
идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями.
Формируется в общении, в собственной деятельности, учеников: учебной, трудовой, общественной.
Слайд 63. Нравственное воспитание
Основные понятия:
мораль как форма общественного сознания есть
сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их
поведение.
Структура нравственности личности составляют знания, чувства , отношения, поведение.
Слайд 7Стадии нравственного развития личности (по С.Колбергу)
Доморальный уровень: ребенок исполняет требования
из страха наказания.
Конвенциональный уровень: соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе,
обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения.
Автономный уровень: человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить и поступать нужно в соответствии с нормами.Он своей свободной волей выбирает добро.
Слайд 8Содержание нравственного воспитания
Определяется общими целями воспитания, морально –ценностными концепциями общества:
ПРИМЕРЫ:
коммунистическая, христианская, индивидуалистическая.
В современной России сложилась тенденция к освобождению
от идейно-политического аспекта и усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.
Слайд 9Методы нравственного воспитания
- Обсуждение нравственных проблем.
- Создание воспитывающих ситуаций.
-
Ролевые игры.
- Тренинги для выработки этических знаний,
привычек, коммуникативных умений.
- Поручение, требование, наказание, поощрение,
индивидуальная беседа.
- Специальные уроки, этические беседы,
тематические вечера, встречи, обсуждение
подходящих сюжетов из фильмов,
художественной литературы, из жизни.
Слайд 104. Трудовое воспитание
Процесс вовлечение учеников в педагогически организованные виды труда
с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия,
других качеств работника; развитие нравственной и эстетической основы труда; осуществление профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки.
Слайд 11Задачи трудового воспитания:
Формирование знаний о технике, экономико-социальных проблемах.
Выработка навыков и
умений работы с простейшими инструментами и станками.
Развитие способностей, интересов, воли,
готовности трудиться.
Развитие необходимых качеств личности для трудовой деятельности.
Подготовка к выбору профессии.
Слайд 125.Эстетическое воспитание
Процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве
и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и
творческих способностей.
Цель – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя: эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
Слайд 136. Физическое воспитание
Процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на
развитие физических сил и здоровья образа жизни.
Физическая культура –
часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, занятие спортом, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Слайд 14Задачи физвоспитания:
Развитие основных двигательных умений и навыков.
Обеспечение правильного физического развития,
укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности.
Воспитание устойчивого интереса и потребности в
систематических занятиях физической культурой.
Формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни.
Формирование знаний и навыков в области здоровья, гигиены, правильного питания.
Слайд 15Формирование здорового образа жизни
Его суть не должна сводиться к «-анти»,
то есть к тому, чего не надо делать. Оно должно
быть построено на утверждении идеала и норм здоровой и счастливой жизни. Главными методами здесь должны быть убеждение, разнообразная интересная деятельность.