Слайд 1Синергетические ориентиры воспитания.
Подготовила педагог- психолог
Зарипова Л.Л.
Слайд 2Главная задача современной педагогической науки
-создание условий для самореализации и
саморазвития Личности.
Слайд 3Цель современной педагогической науки
– способствовать созданию условий самоорганизуемого творческого
обучения и воспитания Личности, которая в нелинейном мире, в динамическом
хаосе будет строить свою жизнь по законам синергетики.
Слайд 4Синергетические ориентиры
– это формирование таких структур сознания Личности,
как смыслотворчество, самоактуализация,
самореализация,
обеспечение уровня
духовной жизнедеятельности.
Слайд 5Педагогическая синергетика
-область научного знания, сформировавшегося на стыке педагогики и
синергетики, основанного на законах самоорганизации и саморазвития воспитательно-образовательных систем.
Слайд 6Синергетика
- достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельным
научным направлением лишь в 70-е годы ХХ столетия.
Ее
название происходит от греческого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество.
Слайд 7Синергетика
- это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией. Это
сложные, открытые, постоянно развивающиеся системы, основным свойством которых является самоорганизация
- внутренняя способность системы выращивать в себе,
надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания. В педагогике такими системами являются образование, сознание, личность.
Слайд 8Синергетический подход
- это методологическая ориентация в познавательной и
практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в
исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.
Слайд 10Синергетические ориентиры воспитания
Открытость учебно-воспитательной информации.
Самоидентификация.
Убеждающая коммуникация.
Неявная
педагогическая этнокультура.
Социогенетическая нераскаянность.
Диалогичность содержания образования.
Мировоззренческое осмысление (интерпретация) содержания
образования.
Кумулятивный эффект образования
Слайд 11Открытость учебно-воспитательной информации.
В соответствии с методологией синергетики, путь познания
должен быть в той же мере открытым, как и изучаемый
предмет. В противном случае воспроизведение изучаемого предмета в мышлении будет искаженным, обедненным - редуцированным.
Слайд 12Открытость
- это способ представления в учебном и
воспитательном материале открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных, парадоксальных (феноменальных) фактов,
не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания - критическая рефлексия - позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического заучивания.
Слайд 13Самоидентификация
-это самоуподобление, самоотождествление и соответствие личности с
кем-либо или с чем-либо. Зачастую самоидентификация выступает как эмоционально-познавательный процесс
неосознаваемого отождествления субъекта с другими субъектами или явлениями.
Идентификация является условием начала становления личности, ее самореализации.
Слайд 14Самореализация личности
-специфическая форма самоорганизации личности. Необходимым условием
самореализации выступает преобладание в личностных смысловых установках позитивной стороны -
соответствия чему-либо. Несоответствие вызывает накопление противоречий, напряжений, кризисов. Соответствие делает возможным и необходимым их разрешение и является интегрирующим условием - связью для нелинейного развертывания сущности личности.
Слайд 15Неявная педагогическая этнокультура.
Особенностью педагогической культуры выступает ее связь с национальной
и общечеловеческой культурой. Разница между культурой и цивилизацией определяется тем,
что культура в целом - это выражение и результат самоопределения воли народа или отдельной личности, как носителя этой воли ("культурный человек").
Слайд 16Социогенетическая нераскаянность.
Унаследованная от предшествующих поколений, руководствовавшихся принципом
коллективной ответственности при личном неучастии в решении собственной судьбы, данная
характеристика стимулирует легкомысленное отношение к возврату коммунистической идеологии, соблазняющей простотой, легкостью и быстротой достижения целей посредством насилия.
Слайд 17Диалогичность содержания образования.
В подлинном диалоге нет не только внешней
принудительности, но и внутренней предопределенности. В связи с этим, диалогическая
концепция образования ведет речь о пандейе - руководстве к изменению всего человека в его существе. Подлинное образование захватывает и изменяет саму душу в целом, перемещая человека сперва в место его существа и приучая к нему.
Слайд 18Мировоззренческое осмысление.
Средствами интерпретации выступают: обсуждение вероятностных (стохастических) истолкований научных
данных в духе плюрализма концепций, толерантности, осознания явлений аттракции, бифуркации,
не-линейности развития, атипизма в любом процессе, использование рас-суждений, аргументации, выявление противоречий, комментирование т.е. всех способов креативного мышления.
Мировоззренческое содержание должно быть представлено в учебном материале в неявном, латентном состоянии; растворенное в учебном процессе, оно выступает не как данность, а как возможность.
Слайд 19Кумулятивный эффект образования.
На рынке интеллектуального труда котируются технически грамотные, развитые
творческие личности, способные сами приобретать необходимые знания и на их
основе порождать новые.
Слайд 20Выводы
Основой педагогической деятельности учителя становятся:
- оказание педагогической поддержки Личности, а
не «научение»;
- формирование многомерного сознания ученика;
- развитие способности к саморазвитию
и самореализации;
- использование педагогических технологий, способствующих востребованию извлечения нравственных ценностей, и «нравственного инстинкта сознания» и др.
Слайд 21Выводы
Исходя из специфики образовательной системы, связанной с ее открытостью и
нелинейностью, концептуальной основой формирования информационной среды образовательного учреждения является, по
нашему мнению, создание организационно-педагогических условий для актуализации и активизации информационных потоков, направленных на саморазвитие всех субъектов педагогической системы, и обеспечение координации их (субъектов) деятельности в условиях саморазвивающейся образовательной системы.