Слайд 1МЕТОДЫ развития опыта творческой деятельности
активизация творческого мышления, выработка
умений решать проблемы, сознательный поиск решения задач
Слайд 2
Метод внезапных запрещений – запрет использования тех или иных
действий для разрушения стереотипов деятельности
Методы с применением затрудняющих условий
Слайд 3
Метод скоростного эскизирования – изображение всех вариантов творческого поиска
Методы с применением затрудняющих условий
Слайд 4
Метод новых вариантов – выполнение заданий по-новому при имеющихся нескольких
вариантах
Методы с применением затрудняющих условий
Слайд 5
Метод информационной недостаточности – решение задачи с явным недостатком данных
Методы с применением затрудняющих условий
Слайд 6
Метод временных ограничений – учет влияния временного фактора на деятельность
(повышение или понижение активности и результативности)
Методы с применением затрудняющих
условий
Слайд 7Метод информационной насыщенности – решение задачи с заведомо излишними данными
Методы
с применением затрудняющих условий
Слайд 8Метод абсурда – решение заведомо Невыполнимой задачи
Методы с применением затрудняющих
условий
Слайд 9Метод рекодификации – выражение явления по-иному, переход с одного языка
науки на другой (например, с математического языка на графическое представление).
Методы
с применением затрудняющих условий
Слайд 10Методы группового решения творческих задач
Метод «черного ящика» – выявление возможных
дефектов и причин их возникновения косвенным путем
Слайд 11Методы группового решения творческих задач
Метод дневников – запись возникающих идей
каждым членом группы в течение определенного времени, формирование усредненного мнения
Слайд 12Методы группового решения творческих задач
Метод 6-6 – шесть
членов группы за шесть минут формулируют конкретные идеи, каждый на
отдельном листе записывает свои варианты, обсуждение и отбор наиболее важных альтернатив
Слайд 13Методы группового решения творческих задач
Метод Делфи – выбор из серии
альтернатив лучшей с оценкой каждой из них, ранжирование, подсчет результатов
коллективного выбора
Слайд 14Методы коллективного стимулирования
творческих поисков
Метод мозгового штурма – студенты, педагоги
свободно обсуждают проблему, высказывая как можно больше идей о путях
ее решения
Слайд 15Методы коллективного стимулирования
творческих поисков
Метод синектики – выделение главной цели
поиска, аналогов решения задач через абстрагирование, фантазии, переключения от навязчивых
идей, поиск необычного в обычном и наоборот
Слайд 16Методы коллективного стимулирования
творческих поисков
Метод морфологического анализа и синтеза –
составление списка альтернатив в виде таблицы, поиск сочетания вариантов, комбинирование
всевозможных элементов с помощью осей координат, установление зависимостей, логических совпадений, возможных связей
Слайд 17Методы коллективного стимулирования
творческих поисков
Метод функционально-стоимостного анализа – рассмотрение объекта
для оптимизации соотношения свойств и затрат обеспечения этих свойств, снижение
непродуктивных расходов
Слайд 18Методы коллективного стимулирования
творческих поисков
Методы ТРИЗ – построение системы логических
операций для разрешения противоречий (около 40 приемов):
Слайд 19Методы коллективного стимулирования
творческих поисков
– «Дробление» – разделить на части,
разобрать объект, увеличить степень дробления.
– «Объединение» – соединить однородные
или смежные операции, объединить во времени однородные или смежные операции.
– «Матрешка» – разместить объекты внутри другого.
– «Наоборот» – сделать движущуюся часть объекта неподвижной и наоборот; перевернуть объект, вывернуть его, осуществить обратное действие
Слайд 20СИНКВЕЙН (от фр. «5») – аналогия с японским «хокку»; построение
стихотворной формы на основе рефлексии
Синквейны позволяют синтезировать сложную информацию,
способствуют творческой выразительности, резюмируют информацию, излагают идеи и чувства в нескольких словах
Слайд 21Назвать тему одним словом (существительное).
Описать тему в двух словах (прилагательные).
Описать
действия по теме тремя словами (глаголы).
Фраза из четырех слов
об отношении к теме (может быть в форме пословицы или поговорки).
Синоним сути темы (одно слово).
ПРАВИЛА написания синквейна: