Слайд 1Личность ребенка и урок …
Отказавшись от апелляции к
мозгу как хранилищу знаний и оснащая ученика способами самостоятельного управления
познавательной деятельностью, педагог преобразует ученика из объекта воздействия в субъект интеллектуального труда и навсегда расстается с такими старыми проблемами, как дисциплина урока, невыполнение заданий, неуважительное отношение к учителю, недобросовестность и безответственность.
Н.Е. Щуркова,
Слайд 2Результаты опроса педагогов
(2005 год)
95% учителей утверждает, что «урок играет роль
элемента воспитания…»
Но:
только для 45% из них – «урок
оказывает реальное воспитательное влияние»
37% опрошенных отмечает, что «для них главное «усвоение учебного материала»
Для 31% педагогов главное – «отношение детей к учению»
Слайд 3Профессиональные позиции учителей
«нормативная»
«информативная»
«административно-приказная»
Слайд 4 Мировоззренческая позиция
Урок – это действительно целая жизнь, проживание и
осмысление её происходит прямо «здесь и сейчас»
Слайд 5Понятие личности
Личность – это человек, взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе
связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих
Слайд 6Структура личности:
Способности;
Темперамент;
Характер;
Волевые качества;
Эмоции;
Мотивация;
Социальные установки
Слайд 7Способности – это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи
в различных видах деятельности
Слайд 8Темперамент
индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и поведения человека
Слайд 9Мотивационная сфера ребенка
Мотивы могут быть:
Общие и конкретные;
Связанные с процессом деятельности;
Связанные
с результатом деятельности;
Внешние и внутренние
Слайд 10Эмоциональная сфера подростка характеризуется:
Яркостью восприятия;
Непосредственностью и откровенностью;
Большой эмоциональной неустойчивостью;
Склонностью к
аффектам
Слайд 11Волевая сфера
Воля – это сознательное управление
человеком своими действиями и поступками.
Характеризуется: - интенсивностью;
- длительностью;
- направленностью
Сила воли – это деятельная сторона разума и морального чувства человека
Волевые качества
упорство самообладание
Слайд 12Самосознание –
осознание себя как личности
В процессе самосознания в человеке
появляется определенное отношение к себе (эмоциональный компонент), который в сочетании
с знаниями о себе (содержательный компонент) образует самооценку
познание себя (чего я стою)
С/О прогностическая (что я могу)
регулятивная (как я должен себя вести)
Слайд 13«Подняться над собственным мышлением…»
Конструирование суждений по формуле «тезис – аргумент
– иллюстрация»;
Понимание, создание и восприятие дефиниции (определения) любого предмета или
явления через выделение существенного признака;
При классификации совокупности предметов обязательное предварительное выделение единого основания для разделения предметов на группы;
Определение поля рассмотрения темы в системе пяти вопросов «что?», «почему?», «где?», когда?», «как?»;
Крупные блоки устного или письменного изложения вопроса выстраиваются согласно заявленной теме при условии «обратной последовательности» слов в названии работы
Слайд 14Очень важно:
Чтобы после объявления темы урока была представлена его цель
и произошло осмысление этой цели;
Чтобы были актуализированы представления учащихся об
изучаемом «предмете»;
Чтобы четко был обозначен объем предстоящей работы и наглядное оформление приобретаемых умений;
Чтобы вырисовывались перспективы жизни, как социальной так и личной;
Чтобы гарантированным был результат деятельности ребенка и в разной мере – успех каждого ребенка;
Чтобы «здесь и сейчас» без страха быть осмеянным проживалось и свободно высказывалось отношение к изучаемому;
Чтобы все участники урока видели Человека в каждом присутствующем и выстраивали отношение к его душе уважительно, нежно и осторожно, вне зависимости от учебных успехов должности родителей, одежды и даже социальной роли в группе;
Определение поля рассмотрения вопросов в системе пяти вопросов «что?», «почему?», «где?», «когда?», «как?».