Разделы презентаций


Стресс и эмоциональное выгорание педагога

Содержание

СТРЕСС – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Стресс и эмоциональное выгорание педагога
Евглевская Л.П.,
педагог-психолог

Стресс  и эмоциональное выгорание педагогаЕвглевская Л.П., педагог-психолог

Слайд 3СТРЕСС
– понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для

обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в

особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры
СТРЕСС – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных

Слайд 4
«Психическое выгорание» -
состояние физического, эмоционального, умственного истощения,
проявляющееся в

профессиях эмоциональной сферы.

«Психическое выгорание» - состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Слайд 5Стресс как средство мобилизации энергии
Выброс в кровь адреналина или норадреналина

из надпочечников.
Гормоны – мощные стимуляторы, ускоряющие рефлексы, увеличивающие частоту

сердцебиений, повышающие кровеносное давление, повышающие уровень сахара в крови, усиливающие весь обмен веществ.
Результат – улучшаются кратковременные возможности и деятельность организма
(обострение всех реакций)


Если это не переходит мгновенно в действие, то долговременные последствия могут включать нарушения:
сердечно-сосудистые,
почечные (повышение кровяного давления, повышение уровня сахара)
Результат – диабет, гипогликемия

Стресс как средство мобилизации энергииВыброс в кровь адреналина или норадреналина из надпочечников. Гормоны – мощные стимуляторы, ускоряющие

Слайд 6Стресс как средство мобилизации энергии
Поступление в кровь гормонов щитовидной железы,

интенсификация обмена веществ.
Результат – увеличивается скорость, с которой усваивается энергия

и превращается в психическую активность



Слишком длительное усиление обмена веществ приводит к истощению,
потере веса, физическому коллапсу.

Стресс как средство мобилизации энергииПоступление в кровь гормонов щитовидной железы, интенсификация обмена веществ.Результат – увеличивается скорость, с

Слайд 7Стресс как средство мобилизации энергии
Поступление в кровь холестерина из печени

способствует повышению энергетического уровня, обеспечивая работу мышц.


Постоянно растущий уровень

холестерина в крови приводит к уплотнению артерий
Результат – атеросклероз, сердечные приступы.
Стресс как средство мобилизации энергииПоступление в кровь холестерина из печени способствует повышению энергетического уровня, обеспечивая работу мышц.

Слайд 8Стресс как система поддержания энергии
Снижение активности пищеварительной системы направляет избыток

крови от желудка, для того, чтобы она могла быть использована

легкими и мышцами.
Полость рта высыхает, слюна перестает поступать в желудок.


Затянувшееся свертывание пищеварения может привести к заболеванию желудка, расстройству пищеварительного тракта, особенно, если в этот момент вводить пищу в систему, не желающую ее принимать.

Стресс как система поддержания энергииСнижение активности пищеварительной системы направляет избыток крови от желудка, для того, чтобы она

Слайд 9Стресс как система поддержания энергии
Кожные реакции
Кровь направляется от поверхности

к внутренним органам.
В глубоком стрессе человек бледнеет, начинается потоотделение –

в результате охлаждаются мышцы, перегреваемые при внезапной мобилизации энергии.


Для того чтобы остаться здоровой кожа должна сохранять постоянный приток крови.
Интенсивное потение приводит к потере тепла (для возмещения которого требуется новая энергия) и нарушает естественный теплообмен организма.

Стресс как система поддержания энергииКожные реакции Кровь направляется от поверхности к внутренним органам.В глубоком стрессе человек бледнеет,

Слайд 10Стресс как система поддержания энергии
Вентиляционные каналы в легких расширяются, что

позволяет крови потреблять больше кислорода, процесс облегчается усилением частоты дыхания



Избыток кислорода в крови может привести к временной слепоте и нарушению сердечного ритма.

Стресс как система поддержания энергииВентиляционные каналы в легких расширяются, что позволяет крови потреблять больше кислорода, процесс облегчается

Слайд 11Стресс как система поддержания энергии
Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса

действует как естественные ограничители боли.
Результат – снижается чувствительность к ушибам

и ранам.


Когда эндорфины перестают действовать, у человека увеличивается чувствительность к обычным недомогания (головная боль, боль в спине)

Стресс как система поддержания энергииПоступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса действует как естественные ограничители боли.Результат – снижается

Слайд 12Стресс как система поддержания энергии
Поступление в кровь кортизона из надпочечников

приводит к ослаблению аллергических реакций, которые могли бы мешать дыханию



Понижаются защитные реакции организма ко всем видам инфекции (рак), увеличивается риск возникновения язвы желудка, аллергические реакции могут вернуться с увеличенной силой.

Стресс как система поддержания энергииПоступление в кровь кортизона из надпочечников приводит к ослаблению аллергических реакций, которые могли

Слайд 13Стресс как система поддержания энергии
Ощущения становятся более острыми, улучшается психическая

деятельность, способствующая усилению краткосрочного функционирования.

Достигнув определенного предела или слишком

затянувшись по времени, действия этих эффектов обращается в свою противоположность, активно угнетая сенсорные и психические реакции.
Стресс как система поддержания энергииОщущения становятся более острыми, улучшается психическая деятельность, способствующая усилению краткосрочного функционирования. Достигнув определенного

Слайд 14Стресс как система поддержания энергии
В нормальных условиях в ответ на

стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической

подготовкой к активному действию: атакующему или защитному.


Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются.

Стресс как система поддержания энергииВ нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения,

Слайд 15Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени

подвержена влиянию «выгорания».
Это связано с тем, что профессиональный труд педагога

отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания».Это связано с тем, что

Слайд 16Эмоциональное истощение
ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.


Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность

собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Эмоциональное истощениеощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде,

Слайд 17
Основная причина синдрома эмоционального выгорания –
несоответствие между требованиями, предъявляемыми

к работнику,
и его реальными возможностями.

Основная причина синдрома эмоционального выгорания – несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.

Слайд 18Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается педагогом как непризнание его

труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости

в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.

Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается педагогом как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии,

Слайд 19Профессиональное выгорание
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий

к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгораниеэто синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего

Слайд 20Синдром профессионального выгорания развивается постепенно.



Он проходит три стадии, которые

могут привести к профессиональной непригодности.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности.

Слайд 21ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и

свежести переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в

отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:  - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; - исчезают положительные эмоции,

Слайд 22ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- возникают недоразумения с учениками, профессионал в кругу своих

коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь

начинает постепенно проявляться в присутствии учеников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.




Подобное поведение педагога – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ВТОРАЯ СТАДИЯ: - возникают недоразумения с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о

Слайд 23ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру

«уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной

жизни;

такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему,

Слайд 24Модель синдрома выгорания (К. Маслач и С. Джексон 1981 г.).


1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в

эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.

Модель синдрома выгорания  (К. Маслач и С. Джексон 1981 г.). 1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в

Слайд 25Модель синдрома выгорания (К. Маслач и С. Джексон 1981 г.).


2.  Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми.
повышение

зависимости от других, негативизма по отношению к людям.
Педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.

Модель синдрома выгорания  (К. Маслач и С. Джексон 1981 г.). 2.  Деперсонализация проявляется в деформации отношений

Слайд 26Модель синдрома выгорания (К. Маслач и С. Джексон 1981 г.).


3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений)
Негативное оценивание себя,

своих профессиональных достижений и успехов,
Негативизм относительно служебных достоинств и возможностей,
Ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Модель синдрома выгорания  (К. Маслач и С. Джексон 1981 г.). 3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция

Слайд 27Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию.
Под ресурсами

понимается способность к психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Ресурсы подобны

иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.
Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию.Под ресурсами понимается способность к психологической устойчивости в стрессогенных

Слайд 28Эмоциональное противодействие
осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и

желаний,
овладение социально приемлемыми формами проявления чувств,
контроль динамики переживания,


устранение застреваний, неполного реагирования и др.
Эмоциональное противодействиеосознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств,

Слайд 29Когнитивное противодействие
понимание причин стресса,
осмысление ситуации,
целостное представление субъекта о

себе, окружении и взаимосвязях с ним.
поиск и оценка возможных средств,

которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса,
поиск конструктивных стратегий преодоления, поиск самоподкрепления и поддержки.
Когнитивное противодействиепонимание причин стресса, осмысление ситуации, целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним.поиск и

Слайд 30Поведенческое (деятельностное) противодействие
активность и гибкость поведения,
перестройка поведения,
коррекция стратегий

и планов, задач и режимов деятельности,
активизация или дезактивизация поведения

или деятельности.
Поведенческое (деятельностное) противодействиеактивность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация

Слайд 31
Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число

реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

Слайд 32Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и

веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в

иррациональную веру.


Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».
Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый»

Слайд 33Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать



способность личности к творчеству.

Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать способность личности к творчеству.

Слайд 34Профилактика выгорания
1.Организация деятельности;
2. Улучшение психологического климата в коллективе;


3. Работа с индивидуальными особенностями
(развитие креативности, умения

разрешать конфликтные ситуации, уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений и др.);
4. Снятие у сотрудников стрессовых состояний.

Профилактика выгорания 1.Организация деятельности; 2. Улучшение психологического климата в коллективе; 3. Работа с индивидуальными особенностями

Слайд 35Умение находить новые смыслы в профессии,
переоценивать свою роль и


открывать в ней новые грани,
ставить перед собой новые цели


все это является факторами преодоления профессионального выгорания.
Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед

Слайд 36
Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую

планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему максимально использовать собственные резервы,

направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности.
Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему максимально

Слайд 37


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика