Слайд 1Стресс
и эмоциональное выгорание педагога
Евглевская Л.П.,
педагог-психолог
Слайд 3СТРЕСС
– понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для
обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в
особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры
Слайд 4
«Психическое выгорание» -
состояние физического, эмоционального, умственного истощения,
проявляющееся в
профессиях эмоциональной сферы.
Слайд 5Стресс как средство мобилизации энергии
Выброс в кровь адреналина или норадреналина
из надпочечников.
Гормоны – мощные стимуляторы, ускоряющие рефлексы, увеличивающие частоту
сердцебиений, повышающие кровеносное давление, повышающие уровень сахара в крови, усиливающие весь обмен веществ.
Результат – улучшаются кратковременные возможности и деятельность организма
(обострение всех реакций)
Если это не переходит мгновенно в действие, то долговременные последствия могут включать нарушения:
сердечно-сосудистые,
почечные (повышение кровяного давления, повышение уровня сахара)
Результат – диабет, гипогликемия
Слайд 6Стресс как средство мобилизации энергии
Поступление в кровь гормонов щитовидной железы,
интенсификация обмена веществ.
Результат – увеличивается скорость, с которой усваивается энергия
и превращается в психическую активность
Слишком длительное усиление обмена веществ приводит к истощению,
потере веса, физическому коллапсу.
Слайд 7Стресс как средство мобилизации энергии
Поступление в кровь холестерина из печени
способствует повышению энергетического уровня, обеспечивая работу мышц.
Постоянно растущий уровень
холестерина в крови приводит к уплотнению артерий
Результат – атеросклероз, сердечные приступы.
Слайд 8Стресс как система поддержания энергии
Снижение активности пищеварительной системы направляет избыток
крови от желудка, для того, чтобы она могла быть использована
легкими и мышцами.
Полость рта высыхает, слюна перестает поступать в желудок.
Затянувшееся свертывание пищеварения может привести к заболеванию желудка, расстройству пищеварительного тракта, особенно, если в этот момент вводить пищу в систему, не желающую ее принимать.
Слайд 9Стресс как система поддержания энергии
Кожные реакции
Кровь направляется от поверхности
к внутренним органам.
В глубоком стрессе человек бледнеет, начинается потоотделение –
в результате охлаждаются мышцы, перегреваемые при внезапной мобилизации энергии.
Для того чтобы остаться здоровой кожа должна сохранять постоянный приток крови.
Интенсивное потение приводит к потере тепла (для возмещения которого требуется новая энергия) и нарушает естественный теплообмен организма.
Слайд 10Стресс как система поддержания энергии
Вентиляционные каналы в легких расширяются, что
позволяет крови потреблять больше кислорода, процесс облегчается усилением частоты дыхания
Избыток кислорода в крови может привести к временной слепоте и нарушению сердечного ритма.
Слайд 11Стресс как система поддержания энергии
Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса
действует как естественные ограничители боли.
Результат – снижается чувствительность к ушибам
и ранам.
Когда эндорфины перестают действовать, у человека увеличивается чувствительность к обычным недомогания (головная боль, боль в спине)
Слайд 12Стресс как система поддержания энергии
Поступление в кровь кортизона из надпочечников
приводит к ослаблению аллергических реакций, которые могли бы мешать дыханию
Понижаются защитные реакции организма ко всем видам инфекции (рак), увеличивается риск возникновения язвы желудка, аллергические реакции могут вернуться с увеличенной силой.
Слайд 13Стресс как система поддержания энергии
Ощущения становятся более острыми, улучшается психическая
деятельность, способствующая усилению краткосрочного функционирования.
Достигнув определенного предела или слишком
затянувшись по времени, действия этих эффектов обращается в свою противоположность, активно угнетая сенсорные и психические реакции.
Слайд 14Стресс как система поддержания энергии
В нормальных условиях в ответ на
стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической
подготовкой к активному действию: атакующему или защитному.
Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются.
Слайд 15Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени
подвержена влиянию «выгорания».
Это связано с тем, что профессиональный труд педагога
отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
Слайд 16Эмоциональное истощение
ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.
Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность
собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Слайд 17
Основная причина синдрома эмоционального выгорания –
несоответствие между требованиями, предъявляемыми
к работнику,
и его реальными возможностями.
Слайд 18Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается педагогом как непризнание его
труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости
в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.
Слайд 19Профессиональное выгорание
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий
к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 20Синдром профессионального выгорания развивается постепенно.
Он проходит три стадии, которые
могут привести к профессиональной непригодности.
Слайд 21ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и
свежести переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в
отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;
Слайд 22ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- возникают недоразумения с учениками, профессионал в кругу своих
коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь
начинает постепенно проявляться в присутствии учеников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Подобное поведение педагога – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Слайд 23ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру
«уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной
жизни;
такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Слайд 24Модель синдрома выгорания
(К. Маслач и С. Джексон 1981 г.).
1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в
эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
Слайд 25Модель синдрома выгорания
(К. Маслач и С. Джексон 1981 г.).
2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми.
повышение
зависимости от других, негативизма по отношению к людям.
Педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
Слайд 26Модель синдрома выгорания
(К. Маслач и С. Джексон 1981 г.).
3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений)
Негативное оценивание себя,
своих профессиональных достижений и успехов,
Негативизм относительно служебных достоинств и возможностей,
Ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Слайд 27Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию.
Под ресурсами
понимается способность к психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Ресурсы подобны
иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.
Слайд 28Эмоциональное противодействие
осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и
желаний,
овладение социально приемлемыми формами проявления чувств,
контроль динамики переживания,
устранение застреваний, неполного реагирования и др.
Слайд 29Когнитивное противодействие
понимание причин стресса,
осмысление ситуации,
целостное представление субъекта о
себе, окружении и взаимосвязях с ним.
поиск и оценка возможных средств,
которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса,
поиск конструктивных стратегий преодоления, поиск самоподкрепления и поддержки.
Слайд 30Поведенческое (деятельностное) противодействие
активность и гибкость поведения,
перестройка поведения,
коррекция стратегий
и планов, задач и режимов деятельности,
активизация или дезактивизация поведения
или деятельности.
Слайд 31
Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число
реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.
Слайд 32Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и
веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в
иррациональную веру.
Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».
Слайд 33Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать
способность личности к творчеству.
Слайд 34Профилактика выгорания
1.Организация деятельности;
2. Улучшение психологического климата в коллективе;
3. Работа с индивидуальными особенностями
(развитие креативности, умения
разрешать конфликтные ситуации, уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений и др.);
4. Снятие у сотрудников стрессовых состояний.
Слайд 35Умение находить новые смыслы в профессии,
переоценивать свою роль и
открывать в ней новые грани,
ставить перед собой новые цели
–
все это является факторами преодоления профессионального выгорания.
Слайд 36
Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую
планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему максимально использовать собственные резервы,
направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности.