Слайд 1Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки
и профильного обучения
Слайд 2«Тьютор» происходит от англ. «tutor» - учитель, преподаватель, репетитор, наставник.
Впервые в истории позиция тьютора была введена в Оксвордском, а
чуть позже в Кембриждском университетах Великобритании ещё в 12 веке с целью противопоставить узконаправленному процессу обучения студента по определённому предметному направлению возможность видеть и использовать весь потенциал богатой университетской среды и формировать собственные образовательные программы
Слайд 3Две составляющие социального запроса
Первая – традиционная для отечественного образования «единое
для всех» содержание образования.
Вторая – индивидуальная, персонифицированная.
Слайд 4Ориентация на качественную подготовку в вуз, дифференцированное отношение к школьным
предметам, - делают для каждого из них формирование своей индивидуальной
образовательной траектории, особо значимым процессом.
Слайд 5Необходимо индивидуальное сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и учащегося, в
ходе которого учащийся, продолжая осуществлять своё самоопределение, завершает свой возрастной
кризис и одновременно с этим преобретает новые учебные и социальные компетенции, важные для реализации дальнейших жизненных планов.
Слайд 6Важнейшей задачей современного общего образования является
создание условий для становления и
развития индивидуальных образовательных и культурных потребностей.
Слайд 7Тьютор способен оказать непосредственное влияние на формирование учебной, социальной и
других видов компетентностей.
Старшеклассник объективно заинтересован в наличии педагога, выступающего в
роли сопровождающего и наставника.
Слайд 8Профилизация старшей школы поставила задачу переосмысления имеющегося отечественного тьюторского опыта,
его адаптации для массовой школы, а также критического заимствования опыта
зарубежных образовательных учреждений, включая школы, исповедующие альтернативные педагогические подходы.
Слайд 9В отечественном образовании существует и развивается практика, имеющая определённое сходство
с тьюторской
Практика реализации программ развивающего обучения.
Система профориентационной и профконсультационной помощи
старшеклассникам.
Система оказания видов психологической поддержки и помощи
Слайд 10Тьютор выполняет совершенно самостоятельные функции в учебном процессе, как и
тьюторское, в отличии от психологического или педагогического сопровождения, также отличается
своей особой спецификой и своими задачами
Слайд 11Тьютор в большей степени организатор, консультант, наставник. Тьютор решает круг
задач, связанных с выстраиванием совместно с учащимся его индивидуальной образовательной
траектории, с его самоопределением в окружающем образовательном пространстве.
Слайд 12Деятельность тьютора направлена на понимание старшеклассником возможностей использования собственных ресурсов
школы и других образовательных учреждений для достижения его образовательных целей.
Слайд 13Тьютор помогает ученику использовать результаты обучения, преобразовать его учебную программу,
учебную деятельность в процесс своего собственного индивидуального развития.
Слайд 14Педагог-тьютор способствует:
Определению старшеклассником индивидуальных образовательных целей
Овладению самостоятельной образовательной деятельностью
Овладению культурными
средствами самообразования, его институциональными формами
Слайд 15Система сопровождения тьютором движения учащегося по своей индивидуальной траектории предполагает
организацию условий для рефлексии точек самоопределения.
К таким условиям можно отнести
рефлексивные возможности образовательного процесса, используемые тьютором в своей деятельности.
Слайд 16Основные компетентности, обеспечивающие успешность обучающегося:
Готовность к решению проблем
Готовность к самообразованию
Готовность
к использованию информационных ресурсов
Готовность к социальному взаимодействию
Коммуникативная компетентность
Слайд 17Общие функции тьюторского сопровождения:
Диагностическая
Проектировочная
Реализационная
Аналитическая
Слайд 18Структура и технологии деятельности тьютора
Задача тьютора состоит в оказании помощи
девятиклассникам в принятии решения о выборе направления последующего обучения.
Слайд 19С помощью педагога-тьютора профильного и профессионального самоопределения осуществляется:
Выявление и формирование
запроса девятиклассника
Выявление индивидуальных проблем
Обучение способам принятия решений
Анализ возможных ограничителей выбора
профиля
Содействие в определении необходимых «проб выбора»
Оценка готовности к принятию решения
Организация рефлексии
Предоставление информации и рекомендаций
Слайд 20В 10-11 классах тьютор:
Оказывает помощь в решении проблем самоопределения
Предоставляет информацию
для разработки и дальнейшей корректировки ИУП
Оказывает помощь в разработке ИУП
Обеспечивает
поддержку учащихся
Организует рефлексию
Анализирует результаты принятых им решений
Обучает методам планирования карьеры
Помогает сделать выбор направления после школы
Слайд 21Тьюторская деятельность является сложной и интегрированной. Она строится по принципу
взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих.
Тьюторская помощь может совмещаться
с другими видами образовательной деятельности.
Слайд 22проектной технологии,
технологии работы с «портфолио»,
технологии консультирования,
тренинговой технологии,
технологии профильных и профессиональных
проб,
активизирующей методики,
информационных технологий
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
Слайд 23Организационные формы реализации тьюторских технологий
Слайд 24Специализация тьюторов
Тьютор по оказанию индивидуальной психологической помощи
Тьютор по работе с
сетевыми информационными ресурсами
Тьютор дистанционного обучения
Тьютор по проведению когнитивно-поведенческих и социально-психологических
тренингов