Слайд 1Эффективные методы и технологии модерации в системе образования
Слайд 2Согласимся?
Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить
ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания
Слайд 3Тезис дня современного:
“Великим ученым ребенок может и не
быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение,
самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
Слайд 4Цель образования -
Не просто заложить в головы
учащихся заданный объем знаний, надо позаботиться,
во-первых, о том, чтобы
это были знания актуальные,
во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни.
Слайд 5Такой подход диктует
необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики
внедрение
эффективных образовательных технологий
использование в школе современных форм и методов обучения
формирования
нового отношения к учащимся
Слайд 6Следовательно,
Технология – это путеводная нить в мире разнообразных и
очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в
обучении,
воспитании и
развитии обучающихся
Слайд 7Образовательная технология -
управляемая система взаимосвязанных целенаправленных действий,
осуществляемых всеми участниками образовательного процесса для достижения запланированных результатов обучения,
воспитания и развития.
Т.е., технологическая цепочка
Работа технологической цепочки происходит следующим образом
Слайд 8
В соответствии с технологической картой (планом
урока) управляющий (педагог) «включает» в запланированное время определенные элементы (себя,
учащихся, средства обучения и т.д.), которые начинают совершать определенные действия в соответствии со своими функциями.
Выполнение этих действий координируется и контролируется управляющим. Педагог отправляет, получает и обрабатывает информацию, что позволяет ему в течение всего образовательного процесса знать, что происходит на каждом участке технологической цепочки и иметь возможность своевременно вносить коррективы, при возникновении такой необходимости.
Каждое действие каждого элемента технологической цепочки приносит запланированные результаты, которые в своей совокупности формируют окончательные результаты образовательного мероприятия. При соблюдении технологии результаты гарантированы.
http://www.moi-universitet.ru/oleni
Слайд 10Таким образом
При организации учебного процесса на основе
технологии каждый участник выполняет определенные функции, поскольку в технологической цепочке
нет, и не может быть лишних элементов. В технологии каждый элемент важен, все его действия целесообразны и нацелены на достижение заранее определённых (запланированных) результатов.
Слайд 11Актуальность выбранной темы
Среди главных проблем сегодняшней школы выделяют низкую
мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин
существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий
Слайд 12Цель семинара:
Познакомить с технологией модерации, которая позволяет значительно повысить результативность
и качество уроков за счет
усиления мотивации всех участников
образовательного процесса,
активизации познавательной деятельности учащихся,
эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Слайд 13Пассивная стратегия или методы линейного воздействия
Преподаватель занимает центральную позицию.
Преобладает
монолог учителя.
Акцент на дисциплину, исполнительность
Преподаватель – главный организатор
Слайд 14Активная стратегия или методы линейного взаимодействия
Учебный процесс основан на
диалоге
Возрастает индивидуальность в преподавании
Остается центральной фигура преподавателя
Но ученики – не
пассивные слушатели, поощряется инициатива и творчество
Слайд 15Интерактивная стратегия или методы кругового взаимодействия
Суть стратегии заключается в
организации учебного взаимодействия в группах
Учитель становится организатором образовательного процесса, но
не его главной фигурой.
Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой
Слайд 16Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие,
управлять, регулировать.
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов
обучения:
Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса
Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе
Принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером
Слайд 17Методы обучения
Пассивные методы:
Пересказ,
Рассказ
Лекция
Практикум
Упражнения
Экскурсия
Наблюдение
Интерактивные
методы
работа в парах
броуновское движение
- инфо-угадайка
- карусель
- незаконченное предложение
- мозговой штурм
-
дерево решений
- суд от своего имени
- займи позицию
- метод аналогий
- аквариум
Активные методы:
-Проблемная лекция
Активная консультация
-Проблемный семинар
- Анализ конкретных ситуаций
- Деловые игры
- Ролевые игры
Конференции
-Круглые столы
.
Слайд 18Цели применения модерации:
эффективное управление классом в процессе урока,
максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс,
поддержание
высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока,
гарантированное достижение целей урока
Слайд 20
Фазы (этапы) модерации:
инициация (начало урока, знакомство);
вхождение или погружение в тему
(сообщение целей урока);
формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
интерактивная лекция (передача
и объяснение информации);
проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
эмоциональная разрядка (разминки).
Слайд 21Ключевые процессы технологии модерации
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
обеспечение
наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
мотивация всех участников образовательного процесса;
мониторинг образовательного процесса;
рефлексия педагога и обучающихся;
анализ деятельности участников и оценка результатов.
Слайд 22 Интеракция
Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет
и ожидаемых эффектов
Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы
успешно действовать для достижения поставленных целей.
Слайд 23 Коммуникация
В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения
находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие.
Для
достижения эффективности обучения учитель должен организовывать, стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.
Слайд 24
Визуализация
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
отражает суть данного процесса.
Подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость
знаний.
Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества.
Слайд 25Мотивация
Построение ясных и четких целей урока самими учащимися
Признание равноправной роли
ученика в образовательном процессе
Значительная самостоятельность учеников в процессе обучения
Работа
в команде
Использование в каждой части урока игровых методов обучения
Различные формы визуализации учебного материала
Смена напряженной работы веселыми разминками, позитивный настрой учителя
Слайд 26
Мониторинг образовательного процесса
Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа
обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы,
при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу
Слайд 27
Рефлексия
Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие
возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока,
возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
Слайд 28Следует помнить:
Модерация не панацея и не волшебное средство.
Модерация —
определенный принцип действия, с помощью которого вы соберете команду, сможете
систематизировать энергию и идеи для работы над общими целями. Для этого требуются определенные условия.
Слайд 29
На какие правила следует обращать внимание при модерации?
Никакого содержательного вмешательства,
Спросить вместо сказать,
Никаких оценок,
Идти с группой,
«Я»
вместо неопределённо-личной конструкции «говорят…»,
Нарушения имеют преимущество,
Быть гибким.
Слайд 30Интерактивная часть семинара
Задание: Работая в группах,
познакомьтесь с методами
и приемами технологии Модерации
попытайтесь на конкретных фрагментах урока продемонстрировать
эффективность данных методов
презентуйте свою работу
по ходу вашей презентации будет составлена ментальная карта
Слайд 31Метод «Шесть шляп мышления»
Метод шести шляп
позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу,
как личную, так и коллективную.
Попробуем все вместе?
Белая шляпа: информация
Красная шляпа: чувства и интуиция
Черная шляпа: критика
Желтая шляпа: логический позитив
Зеленая шляпа: креативность
Синяя шляпа: управление процессом
Слайд 32Метод: «Незаконченное предложение»
Продолжите фразу:
«Мне было интересно то, что …»
«Я узнал,
что …»
«Мне было трудно …»
«Мне не понравилось …»
«Я ощущал комфорт,
когда …»и т. д.
Слайд 33
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и
заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических
заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.
Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.
Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».