Слайд 2Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — это системное,
развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 3Житейский подход об одаренных детях – это по большей части
высокий уровень способностей;
психологической подход об одарённых детях - одаренность обозначает
вообще любой уровень способностей.
Слайд 4Признаки одарённости
Инструментальный аспект поведения
Мотивационный аспект поведения
Слайд 5Инструментальный аспект поведения
Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного
ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.
три основных уровня успешности
деятельности
быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Слайд 6Мотивационный аспект поведения
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной
действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо
определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Слайд 7Виды одаренности
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность
в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную
одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Слайд 8Виды одаренности
По критерию
«степень сформированности одаренности» :
актуальная одаренность
потенциальная одаренность
Слайд 9Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными
(уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком
уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Слайд 10Виды одаренности
По критерию
«форма проявления» :
явная одарённость
скрытая одарённость
Слайд 11Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и
отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и
при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими.
Слайд 12Виды одаренности
По критерию
«широта проявлений в различных видах деятельности» :
общая одаренность
специальная
одаренность
Слайд 13Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и
выступает как основа их продуктивности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных
видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей
Слайд 14Высокий уровень одарённости
Талант
способность к достижениям высокого порядка, но
остающимися в принципе в рамках того, что уже было достигнуто
Гений
способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах
Слайд 15Виды одаренности
По критерию
«особенности возрастного развития» :
ранняя одаренность
поздняя одаренность
Слайд 16Особенности личности одаренного ребенка
Одарённость с гармоничным типом развития
Одарённость
с дисгармоничным типом развития
Слайд 17Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей
— продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка
Слайд 18Психолого-педагогический мониторинг
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить
как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов — специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды», и т.п.;
Слайд 19 6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур,
отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного
ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Слайд 20Методы обучения
Проблемные
Поисковые
Эвристические
Исследовательские
Проектные
Слайд 21 Проблема одаренности – это прежде всего качественная проблема. Первый, основной
вопрос – это вопрос о том, каковы способности человека, к
чему у него способность и в чем их своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект.