«Научить человека
быть
счастливым нельзя, но
воспитать его так, чтобы он
был счастливым, можно»
А.С. Макаренко
Самовольные уходы из дома
Слайд 2 Каждый ребенок индивидуален и неповторим. Это признают многие взрослые.
Как и то, что индивидуальность ребенка следует учитывать и развивать.
Но случается, что дети или подростки начинают совершать поступки, отклоняющиеся от норм, и ребят сразу относят к категории «трудновоспитуемых» со всеми вытекающими отсюда последствиями, часто не понимая причин, побудивших к совершению не одобряемых обществом поступков, и не разбираясь в них.
Трудновоспитуемость означает отклонения в поведении и психике ребенка, учащегося, требующие усиленного внимания педагогов, индивидуализации средств воздействия для их преодоления.
Слайд 3Причины отклоняющегося поведения:
Проблемная семья: нарушение взаимной привязанности родителей и детей,
педагогическая и психологическая некомпетентность родителей (стили воспитания), алкоголизм и пр.
Акцентуации
характера;
Формирование устойчивых негативных качеств личности ребенка;
Ухудшение положения в группе сверстников: изоляция, низкий социометрический статус в коллективе. Из-за этого подростки могут искать удовлетворения своей потребности в общении в неформальных группировках.
Семьи, где основными проблемами являются воровство, уход из дома.
Слайд 4Прежде всего…
В каждом конкретном случае важно понять, какой смысл кроется
в поступке «трудного» подростка
Хотят ли услышать ребёнка родители, готовы ли
измениться сами, или им легче назвать своего ребенка «трудновоспитуемым» и отойти в сторону со словами: «Делайте с ним что хотите, а мы справиться не можем»?
Получая ответ на вопрос «ради чего?», можно узнать специфику семейных отношений, приведших ребенка к совершению того или иного поступка.
Слайд 5Главные задачи работы с ребенком:
Обучать конструктивным способам удовлетворения своих
потребностей;
Обучать членов семьи взаимоуважению и сотрудничеству;
Помогать ребенку обрести себя: стать
и быть самим собой;
Способствовать личностному росту членов семьи.
Слайд 6
Причины ухода из дома:
Протест против конфликтных неблагополучных взаимоотношений, бегство от
проблем;
Ограничение свободы, контроль и гиперопека, неудовлетворение потребности в независимости, самостоятельности;
Ухудшение
положений в группе сверстников, отчуждение от коллектива, пренебрежение и изоляция.
Слайд 7 Работа с подростком, собирающимся уйти из дома:
Принять сторону подростка,
поддержать его. Важно, чтобы он по
чувствовал, что не одинок, что
его понимают, любят, ему сочувствуют и готовы помочь.
Постараться приобрести союзников в лице учителей и одноклассников подростка, попросить помощи педагогического коллектива. Учителя должны знать о положительных сторонах личности подростка, испытываемых им трудностях в жизни.
Сделать привлекательным пребывание подростка в учебном заведении: вовлекать его в интересную и напряженную полезную деятельность, предоставлять возможность для реализации потребности в свободном самовыражении, поддерживая его активность, инициативу.
Помочь подростку не поддаваться возникающим чувствам, а искать пути согласия с окружающими.
Слайд 8Родителям необходимо:
Избегать прямо или косвенно провоцировать ребенка на уход из
дома.
Не использовать фразы типа «Поскольку ты живешь в этом
доме...», или «В моем доме этого не будет», или «Когда будешь жить самостоятельно, тогда и будешь делать что захочешь». Такие фразы заставляют представить в «розовом свете» мир вне дома. В некоторых ситуациях подросток может последовать этим предложениям и убежать, чтобы заставить родителей пожалеть о сказанном и об их методах воспитания.
Не следует терять самоконтроль и говорить: «Мне хочется, чтобы ты поскорее стал жить самостоятельно» или «Давай, уходи из дома, мне не жалко». Эти фразы могут отозваться в душе ребенка намного сильнее, чем родители могут себе представить.
Слайд 9Относиться спокойно, но твердо к любой прямой угрозе ухода. Если
подросток выражает намерение или имеет склонность уйти из дома, следует
принимать это всерьез. Во многих случаях такие слова не более чем замаскированный крик души, что ему необходимо больше внимания, нежности, уважения. Тем не менее, не стоит думать, что подросток не осуществит свою угрозу, хотя бы вопреки собственному благу.
В случаях когда родители слышат подобные угрозы, следует сказать ребенку, что его любят и не хотят, чтобы он уходил.
Слайд 10
Следует поговорить честно, и открыто о проблемах, которые беспокоят подростка.
Это поможет произвести изменения, которые устроят обе стороны, и ребенок
откажется от мысля уйти из дома. Главная задача родителей - выслушать ребенка и дать ему почувствовать свою поддержку и внимание.
Попробовать побудить ребенка к совместному поиску путей решения проблем, которые лежат в основе стремления уйти из дома. Возможно, подростку стоит провести некоторое время с родственником или другом семьи, который пользуется уважением и доверием родителей. Может быть, ему доставит удовольствие провести свободное время в ближайшем будущем (на каникулах) вдали от дома вместе с родителями (например, в турпоездке) или побыть где-то без них (например, в лагере).
При необходимости обратиться к специалисту-психологу за помощью.
Слайд 11Воровство
Детское воровство относится к
так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего становится неловко и
стыдно за то, что их ребенок украл деньги или присвоил чужую вещь. Они испытывают от этого некоторый шок, приходят в ужас. В панике начинают считать, что их ребенок — настоящий вор, преступник, и обычно применяют крутые меры: наказывают, стыдят, подвергают «домашнему аресту». Но осуждение и наказание часто только ухудшают ситуацию, так как работают на уже случившееся, а не на устранение причин, приведших к воровству.
Слайд 12Основные причин детского воровства:
Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу
совести. Например, если родители на просьбы детей постоянно говорят «нет»,
«нет денег», «тебе это вредно» (пить газированную воду, есть чипсы), ребенок может украсть желаемое у своего одноклассника, родственника, соседа.
Серьезная психологическая и эмоциональная неудовлетворенность. Здесь кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства жизни, эмоциональную холодность родителей по отношению к нему или между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, не ощущает поддержки и эмоционального принятия со стороны близких, либо он в детстве пережил развод родителей и видит отчужденность, даже враждебность между ними в настоящее время.
Слайд 13Недостаточно развиты нравственные представления и воля. Воровство для него является
способом самоутверждения: он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение
кого-либо. Различными угощениями, красивыми вещами он «покупает» любовь и дружбу.
Пример друзей — так называемая кража «за компанию».
Из чувства мести (ребенка обидели, и таким образом он переводит ответственность за исчезнувшую вещь на своего обидчика).
Слайд 14Работа с детьми, склонными к воровству,
Понять причину совершенного поступка.
Научить ребенка
говорить о своих потребностях.
Поработать со страхами, являющимися причиной воровства, и
другими чувствами ребенка.
Развивать волю и нравственные представления, умение сдерживать собственные желания,
Способствовать повышению самооценки ребенка.
Слайд 15Родителям необходимо понять, что:
Дети часто воруют, потому что это
для них единственный способ получить страстно желаемое. Не следует осуждать
личность ребенка лучше разобраться с самим негативным поступком. Ребенок должен понять, что не стал плохим, если вдруг совершил ошибку, попав в, трудную ситуацию.
Если потребности ребенка кажутся вам слишком большими, не следует постоянно ему отказывать. Лучше оговорить срок, когда вы сможете удовлетворить его просьбу, или найти альтернативный вариант удовлетворения данной потребностей. Ребенку лучше ждать, чем знать, что желаемое никогда не исполнится.
Слайд 16Если ребенок не «пойман за руку», невзирая ни на какие
подозрения не спешить его обвинять. Следует помнить о презумпции невиновности.
Следует
в спокойной беседе обсудить ваши чувства и совместно с ребенком найти решение проблемы.
Ребенку надо иметь деньги на карманные расходы для удовлетворения своих потребностей. Это должна быть фиксированная сумма, которую младшим школьникам можно выдавать один или два раза в месяц, а старшим - один раз в месяц. Сумма может быть, небольшой, но с увеличением возраста она также должна увеличиваться.
Слайд 17Ребенку нужны эмоциональная поддержка и любовь родителей, а также совместное
времяпрепровождение. Он должен знать, что может рассчитывать на ваше внимание
и понимание, сочувствие и помощь.
Детям важно ощущать, это они могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей; что их материальные затруднения важны для родителей, и они могут рассчитывать на помощь, не прибегая к воровству
Слайд 18Помните!
В основе многих проблем ребенка лежит его заниженная самооценка.
Закладывается она в раннем детстве, когда ребенок узнает о себе
только из слов и отношения к нему близких.
Положительное отношение к себе является основой психологического выживания, и поэтому ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Ребенок ждет подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он может справляться с посильными делами.
Есть выражение: «Единственное, что родители должны сделать для своего ребенка, - дать ему высокую самооценку. Остальное ребенок сделает сам». Для этого он должен расти в атмосфере любви и уважения, в окружении жизнерадостных, гибких и чутких родителей, научивших его радоваться жизни. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные в себе, любимые другими и способные на многое в жизни люди.