Слайд 1Метод ситуационного
анализа
как один из основных
в технологиях деятельностного
типа
МО учителей русского языка и литературы, английского языка и истории
МБОУ «Солоновская СОШ» март 2013
Слайд 2 Творческий отчёт МО
учителей русского языка,
литературы, английского
языка
Фестиваль «ЗОЛОТЫЕ
РОССЫПИ»
апрель 2013
Слайд 3Цели образования XXI века:
уметь жить;
уметь работать;
уметь жить вместе;
уметь учиться.
Слайд 4Содержание образования – это король, а технологии образования – это
БОГ.
В.П.Тихомиров
Слайд 5Современные педагогические технологии должны быть основаны на личностно-деятельностном и компетентностном
подходах в образовании
Слайд 6Современные педагогические технологии предусматривают широкое использование различных методов организации образовательного
процесса и приемов деятельности на уроке (метод направляющего текста, проблемный
метод, ситуационный метод, мозговой штурм)
Слайд 7Кейс-технология
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ. case -
случай, ситуация), -это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении
путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Слайд 8Триз-технология
Это технология решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов
решения.
В ХХ веке метод «проб и ошибок» заменили «мозговой штурм»,
"метод контрольных вопросов".
Слайд 9Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов
эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических
проблем.
Слайд 10Технология системного анализа (через проблемное обучение)
В школе системное мышление приобретает
важность в том смысле, что комплексность мира, которая первоначально представляется
человеку хаотической совокупностью самых различных возможностей, сводится к основополагающим взаимосвязям
Слайд 11Примеры оформления системного мышления в школе
Диаграммы
Причинно-следственные цепочки
Схемы (базовой является круговая
схема Л. Эйлера)
Мнемокарты
Опорные конспекты
Слайд 12ТОГИС-технология (и технология WEB-квеста)
Бесспорное преимущество ТОГИСа в том, что она
вырабатывает у старшеклассников навыки исследования, организации эффективного поиска необходимой информации
с использованием современных мультимедийных средств. Эта технология учит ребят работать в малых группах, коллективно готовить сообщение по исследуемой проблеме, анализировать свои успехи и неудачи.
Слайд 13Современный старшеклассник сегодня должен знать основы знаний и то, как
и где искать любую информацию, даже самую «труднодоступную». Он также
должен из «моря» информации выбрать необходимое ему и суметь адаптировать выбранное для решения поставленной перед ним задачи.
Такую возможность дает технология ТОГИС, которую можно применять и на уроках, и во внеурочной работе. Пример тому – различные дистанционные олимпиады, конкурсы, интернет-игры.
Слайд 14Дальтон-план
Цели Дальтон-технологии:
обеспечить индивидуализированное развитие ученика;
обеспечить развитие его социального опыта за
счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно-познавательной деятельности.
Дальтон-план — это
сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах:
свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Слайд 15Формы реализации Дальтон-плана
Классное учебное занятие(лекция)
Коллективный урок (проблемный урок-можно использовать метод
ситуаций)
Лабораторное занятие (практическое занятие)
Конференция (подведение итогов)
Слайд 16Ситуационная методика в последние годы стано-
вится одной из ведущих в
образовательных учре-
ждениях страны.
Кейс-это описание конкретной (жизненной)
ситуации, подготовленное по определённому
формату и предназначенное для обучения уча-
щихся анализу, обобщению, формированию про-
блемы, выработке вариантов решения
Слайд 17Отличительные особенности метода
ситуационного анализа:
1.Описание реальной проблемной ситуации
2.Единая цель
и коллективная работа по выработке
решения
3.Групповое оценивание принимаемых решений
4.Эмоциональное
напряжение учащихся
Слайд 18 Разработка кейса- сложная задача
для учителя. Необходимо
изучить
специальную литературу, а потом
приступить к созданию
готовых ситуа-
ций.
Слайд 19П О М Н И Т Е,
Метод кейса имеет
разновидности:
1.Собственно кейс-технология ( вы ви-
дели открытый урок 28.02.2013г.)
2.Кейс-стади
( метод «погружения»)
3.Метод ситуационного анализа
Слайд 20Сопутствующие направления
работы МО:
1
Работа с «сильными»
2 Повышение педмастерства
через участие в профессиональ-
ных конкурсах
Слайд 21За 2012-2013 г. МО задействовало 63
одарённого ученика в различных конкурсах
и олимпиадах всех уровней
Ковалёва Т.В.- 33 ребёнка
Рехтина Т.И.- 32
Тютикова С.В.-
8
Районный конкурс на лучшую новогоднюю газету
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»
Всероссийская эвристическая олимпиада «Совёнок 2013»
Всероссийский литературный конкурс чтецов «Живая классика»
Всероссийская олимпиада по русскому языку
Краевой конкурс «Юные стихотворцы»
Всероссийская олимпиада по английскому языку
Слайд 22Повышение педмастерства через участие в конкурсах:
Рехтина Т.И.- Третий Всероссийский открытый
фестиваль
«Мультимедиа в образовании». «Мой университет»-
сертификат;
Всероссийский открытый конкурс «Педагогические
инновации»-
диплом 2 степени;
Всероссийский литературный конкурс «Новые писатели-
2013»- результат осенью 2013
Международный конкурс малой прозы «Белая скрижаль»-
результат летом
Ковалёва Т.В., Шадрина И.С., Рехтина Т.И.-районный конкурс
на лучшую разработку литературных викторин «Край лите-
ратурный»- дипломы 1 степени