Разделы презентаций


Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях

Содержание

ТЕМА: Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ Хуранова Вячеслава Черимовича методист ИМЦ УО Терского муниципального района

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  Хуранова Вячеслава Черимовича  методист ИМЦ УО  Терского муниципального района

Слайд 2ТЕМА: Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в

образовательных учреждениях.

ТЕМА: Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.

Слайд 3 Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного

общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних

ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов

Слайд 4Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую

часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования,

развития концепции профильной школы.
Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений

Слайд 5Исследовательская деятельность обучающихся 

— деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской

задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех

или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего

Слайд 6Проектная деятельность обучающихся 

— совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся,

имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего

результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,

Слайд 7Проектно-исследовательская деятельность 
— деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач,

выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов,

оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования,

Слайд 8При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает

задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы

берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.
При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности

Слайд 9 Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса,

реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега».
Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности.   В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет

Слайд 10Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности,

связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит

в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику.

Слайд 11Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся.
В современных условиях, когда

актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность

учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина

Слайд 12Классификация задач по сложности.
Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность

объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа.

По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.
Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных,

Слайд 13Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется

какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема.

Результат стабилен и не требует анализа.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим

Слайд 14Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях.

В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности

в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов

Слайд 15В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно

сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы

в образовательном процессе.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора

Слайд 16Представление исследований.
Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение

во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности

и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям.
Представление исследований.  Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным

Слайд 17Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук.
Анализ представляемых

на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Слайд 18Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление

данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку

Слайд 19Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего

известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей

результата в зависимости от изменения исходных условий
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают

Слайд 20Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной

методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью

Слайд 21Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики,

имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого

делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный

Слайд 22В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной

программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть

включена : в курсы, входящие в базисный учебный план; в часы школьного компонента; в блок дополнительного образования, систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время.
В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская

Слайд 23 Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку

имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
гибкие образовательные программы,

выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

Слайд 24для руководителя образовательного учреждения важно понимать:

Что дает проектная и исследовательская

деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?
Как изменяется роль учителя

и ученика в учебном процессе?
Как научить учителей руководить работой учащихся?
Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности?
Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?
Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?
Как разработать программу работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации?
Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения?

для руководителя образовательного учреждения важно понимать:  Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?

Слайд 25Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах

Всё перечисленное в разделе для руководителя школы.


Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или

исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?
Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. (Вместе с учителями)?
Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта или исследования?
Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП. (Вместе с учителями)?
Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования?
Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с учителями)?

Завучу необходимо разобраться в следующих вопросахВсё перечисленное в разделе для руководителя школы. Как составить расписание занятий для использования необходимых

Слайд 26Учителю нужно знать
Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой

«вместе с учителями».
Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная

или исследовательская деятельность обучающихся?
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
Как разработать учебный проект или исследование?
Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

Учителю нужно знать Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой «вместе с учителями». Как составить учебно-тематический план курса,

Слайд 27Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального

раскрытия своего творческого потенциала.
Учебный проект или исследование с точки зрения

учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Учебный проект или

Слайд 28проблематизации;
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии;
представление результатов

своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный

продукт проектирования;
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования.

проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии; представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах,

Слайд 29Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке

успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой

оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Можно оценивать:
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования  При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать,

Слайд 30степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости

в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных

ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое

Слайд 31Источники
Метод проектов
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос.

акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).


Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996 и т.д.
Исследовательский метод
«Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88 и т.д.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
www.researcher.ru  — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института и т.д.
ИсточникиМетод проектовГромыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика