Слайд 1Основы коммуникативной компетентности педагогов
Бурбенцова О.В.
учитель английского языка
МБОУ Видновская СОШ №1
Ленинского района
Московской области
Слайд 2Введение
В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в
сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя.
Слайд 3Формы повышения квалификации, способствующие становлению ключевых компетенций педагогов
Виды компетенций:
овладение основами
педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);
овладение элементарными способностями по самопроектированию,
самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);
овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);
овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);
овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).
компетенции информационных технологий и др.
Слайд 4Глава I
Модель развития коммуникативной компетентности учителя
Основные функции коммуникации:
-
коммуникативная, включающую обмен информацией;
- интерактивная, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивная, отражающую
процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Слайд 5Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать
следующие умения:
умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также
проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Слайд 6Система развития коммуникативной компетентности учителя
4 этапа:
диагностический
информационно-мотивационный
проектно-организационный
обобщающий
Слайд 7Формы организации обучения педагогов для развития коммуникативных умений
Проектные семинары
Тренинги
Методы интерактивного
обучения
Слайд 8Глава II
Показатели развития коммуникативной компетентности
педагога
готовность к проявлению компетентности
(т.е. мотивационный аспект);
владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
опыт
проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Слайд 9Показатели развития коммуникативной компетентности педагога
Слайд 10Глава III
Результаты исследования уровня развития
коммуникативной компетентности педагогов
Наиболее значимые для
педагога мотивы:
стремление к профессиональному росту (97%)
желание спокойно работать без неприятностей
и “нервотрепки” (87%)
удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%)
хорошее отношение со стороны коллег (70%)
осознание общественной значимости своего труда (67%)
уважение со стороны руководителей (57%)
Слайд 11Оценка способности педагогов к эмпатии
Эмпатия (сопереживание) –умение поставить себя на
место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания
других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Слайд 12Уровень эмпатии педагогов
Как правило, в педагогическом коллективе преобладают люди с
высоким и очень высоким уровнем эмпатийности, которые не представляют свою
жизнь без своих учеников. Отмечается высокий уровень эмпатийности у учителей гуманитарных предметов.
Средний уровень эмпатии в основном показали учителя физико-математического цикла.
Низкий уровень эмпатийности наблюдается у преподавателей со стажем работы до пяти лет.
Слайд 13Стили педагогического воздействия
Педагоги тяготеют к такой форме взаимоотношений учителя
и ученика, при которой делается акцент на умственном развитии учащихся
– “ориентация на результат”. В этом случае учителя контролируют и оценивают знания учеников по строго установленным программам и тестам проверки усвоения знаний, что обеспечивает высокое качество преподавания. Учитель держится отчужденно и строго, его подход сугубо деловой и профессиональный.
Слайд 14Стили педагогического воздействия
“Ориентация на развитие”, которую демонстрирует значительно меньшее число
учителей, предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки
зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить. “Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя.
Слайд 15Заключение
Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как
перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом.
Модель развития коммуникативной компетентности может быть рекомендована для развития и обновления в системе непрерывного образования педагогов внутри образовательного учреждения.