Слайд 1Заместитель директора по социальной защите и охране детства ГБОУ Кадетской
школы № 1780 Попова Гэлия Галимзяновна
МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С
СЕМЬЁЙ
Слайд 2Работа с семьёй
Социально опасное положение семьи
Семейное консультирование
(детско-родительские отношения )
Семьи
зависимые
от алкоголя
Малообеспеченные
семьи
С детьми находящимися
под опекой и попечительством
Многодетные семьи
Слайд 3Семья как микромодель общества
ФУНКЦИИ СЕМЬИ:
1. Успешная социализация детей
2. Обеспечение психологического
комфорта
3. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка
Слайд 4ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1. Обеспечение эффективной помощи семьи в вопросах успешной
социальной адаптации детей и подростков .
2. В случае необходимости
проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации
Слайд 62. По материальной обеспеченности семьи:
с очень высоким материальным достатком;
с высоким материальным
достатком;
со средним материальным достатком;
с низким материальным достатком;
нуждающиеся (за чертой бедности).
Слайд 73. По социально-правовой устойчивости и воспитательному
потенциалу семьи:
Слайд 84. По взаимоотношениям:
-гармоничная;
-компромиссная;
-неустойчивая;
-мнимая;
-конфликтная;
-резко конфликтная;
-потребительская;
Слайд 95. По семейной ориентации:
-на деятельность;
-общение;
-самоудовлетворение (эгоистические).
Определить воспитательную позицию семьи можно,
используя данную таблицу:
Слайд 10Критерии оценки положения ребёнка в семье
Семейное благополучие :
Родители трудоустроены ,
имеем желание и способность обеспечивать права ребёнка ;
В
семье существует привязанность между родителями и
детьми ;
- В семье выстроена система взаимодействия ;
Семья осознаёт возникающие проблемы , находит кардинальные пути решения ;
В семье не существует негативной зависимости ( алкоголь , наркотики , социальная распущенность )
Слайд 11Семейное неблагополучие :
Отсутствие привязанности между родителями и детьми ;
Отсутствие восприятия
семьи как базы , где дети могут уверенно
приобретать новый опыт;
Отсутствие или сильное нарушение взаимодействие между
родителями ;
Слайд 12 Организация работы с семьёй оказавшейся в социально
опасном положении .
Медицинский аспект
Социально-административный аспект
Психолого-педагогический
аспект
Слайд 13Медицинский
аспект
Наблюдается медико-биологические отклонения у членов семьи , или ярко выраженные
заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи .
Слайд 14Социально-административный
аспект
Условия и уровень жизни семей расцениваются как малопригодные или непригодные
для проживания и развития детей .
Слайд 15Психолого-педагогический
Аспект
Нарушение внутрисемейных и внешних социальных связей ведет к личностной
деформации членов семьи .
Слайд 16РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ ЗАВИСИМОЙ ОТ АЛКОГОЛЯ
Работа социально педагога
с семьями зависимых от алкоголя должна вестись в тесном контакте
с правоохранительными органами , а также органами опеки и попечительства .
Слайд 17Прежде всего социальный педагог должен начинать свою работу с изучения
семьи .
Составляет карту семьи ( даты рождения всех членов семьи
, знаменательные даты )
В зависимости от характера проблем в семье социальный педагог оказывает образовательную , психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы
Слайд 18Цель-раскрыть родителям и учащимся отрицательные влияние алкоголя на взаимоотношения между
людьми , в том числе на семейные отношения , показать
ущерб , который пьянство наносит семье .
Основная задача социального педагога в работе с семьёй зависимых от алкоголя – укрепление взаимодействия с ними , использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми , развитие ответственности за воспитание за воспитание, воздействия на состояние подростка, корректировка его поведения .
Задачей социального педагога также является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий
Слайд 19Работа с малообеспеченными семьями
Выявление семей , наблюдение , изучение их
потребностей , внутрисемейные отношения .
Оказание юридической помощи : Помощь в
предоставление возможных услуг в предоставлении возможных услуг , защита прав .
Направление в службу психологической помощи в случае необходимости .
Трудоустройство несовершеннолетних .
Слайд 20Работа с многодетными семьями
Знать Указ «О мерах по социальной
поддержке многодетных семей» (1992 г. ) – льготы для этой
категории семей ;
Выявление и учёт многодетных семей ;
Предоставление информации о пособиях и социальных;
Консультирование членов семьи, социально- педагогическая поддержка;
Социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
Слайд 21СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Примерная тематика социально-педагогического семейного консультирования
1.
Воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации , диагностика
и коррекция отклоняющегося поведения, педагогический ликбез, помощь в правовых вопросах);
2. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (содействие в решении внутрисемейных конфликтов);
3. Пропаганда здорового образа жизни (профилактика алкоголя, наркомании и табакокурения )
Слайд 224. Духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных
ориентациях членов семьи, и т. п.);
5. Организация жизнедеятельности ( привитие
навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребенка, организация внешкольного пребывания ребенка, его досуга, профессиональной ориентации, трудоустройства и т. п.);
Слайд 23РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ
Принципы отношений
взрослых и детей
1. Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
2. Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.
3. Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
4. Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
Слайд 24СОВЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в
отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности
в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относиться в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.