Слайд 1Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики
Моу «Турочакская СОШ»
Пахаева Н.Ф.
Слайд 2
«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени
стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет
и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели»
Иоганн Вольфганг Гете
Слайд 3В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном
информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер, и умения чтения
относят к универсальным учебным действиям.
Основная образовательная программа основного общего образования в качестве обязательного компонента включает «овладение навыками смыслового чтения».
Из этого следует, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Слайд 4Смысловое чтение – фундамент
всех обозначенных в стандарте результатов
Слайд 5В соответствии с ФГОС перечень планируемых результатов освоения основ смыслового
чтения и работы с текстом по окончании основной школы:
Слайд 6Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут
в структуре всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД входят мотивация
чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Слайд 7Смысловое (продуктивное) чтение
— вид чтения, которое нацелено на понимание читающим
смыслового содержания текста.
В концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов,
Г.
В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Слайд 8Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Смысловое
чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность
Слайд 10Стратегии смыслового чтения
— различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для
восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в
личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией»*.
Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они
помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
Слайд 11стратегии предтекстовой деятельности (до чтения);
стратегии текстовой деятельности (во время чтения);
стратегии
послетекстовой деятельности (после чтения);
стратегии работы с объёмными текстами;
стратегии компрессии текста;
общеучебные
стратегии;
стратегии развития словаря.
Типы стратегий смыслового чтения
(по Н. Сметанниковой)
Слайд 12
Работа над текстом
до чтения
Работа с текстом
во время
чтения
Работа с текстом
после чтения
Слайд 13Стратегии предтекстовой деятельности (до чтения)
Чем лучше организован этап предчтения, тем
легче учащемуся читать текст и тем выше достигаемый им результат.
Слайд 14Работа над текстом до чтения
Цель этапа :
создание мотива чтения и
развитие умения прогнозировать
этап ориентирован на выявление и активизацию личного
опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне
Слайд 15Предтекстовые стратегии
«Попробуй найти!»
«Мозговой штурм».
«Банк идей (гипотез)»
«Верные или неверные утверждения»
« Глоссарий»
«Ориентиры предвосхищения»
« Батарея вопросов».
Слайд 16Текстовая деятельность
(выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение
или отклонение, размышление во время чтения о том, что и
как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное)
Слайд 17Работа с текстом во время чтения
Цель этапа
достижение понимания текста на
уровне содержания
стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт
с текстом, используя различные методы понимания текста
Слайд 18Стратегии текстовой деятельности
Чтение в кружок (попеременное чтение).
Чтение про себя с
вопросами.
Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабыми учащимися).
Чтение
про себя с пометками.
Слайд 19Просмотр
Выборочное чтение
Чтение-изучение
Чтение по ролям
Чтение про себя
Чтение вслух
Чтение-сканирование
Выборочное чтение
Углубленное чтение
Опережающее чтение
Способы
чтения:
Слайд 20Способы обработки информации
«Инсерт»
Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных
знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом
на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Слайд 21Способы обработки информации
Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения
на закрепление, можно предложить учащимся прочитать параграф, выделить главные мысли,
найти в тексте то, о чём не говорил учитель на уроке.
Например, при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» можно опустить в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. Учащимся дается задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке.
Слайд 22Способы обработки информации
Проработав канву доказательства теоремы, учитель может выдать каждому
ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде
таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая – их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся необходимо заполнить пустые места в доказательстве.
Слайд 23Способы обработки информации
Кроссворд заполняется при работе с текстом.
Данный подход позволяет
использовать данный прием на стадии осмысления и более целенаправленно изучать
информацию.
Кроссворд может быть предложен ученикам и на стадии закрепления изученного материала в конце урока
Слайд 24Способы обработки информации
составление плана прочитанного
конспектирование (Учащимся на данном
этапе можно предложить заполнить таблицу, в которой данный математический факт необходимо представить с помощью слов, на языке символов и в графическом виде)
тезисы
Слайд 25Тема «Угол», математика 5 класс
План.
1. Понятие угла.
2. Равные углы.
3. Развёрнутый
угол.
4. Прямой угол.
Тезисы.
1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими
из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла.
2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны.
3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла.
4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла.
Слайд 26 Составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном
итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.
Конспектирование материала учебника.
Слайд 27
Прием знак «вопрос».
Авторы учебников ставят перед учащимися самые разные
вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот
места для вопросов самих детей ни в учебниках, ни на уроках нет.
Задача. (5 класс)
«На одной машине 4т груза, на второй в два раза больше, а на третьей столько, сколько на первой и второй вместе. Поставь вопрос и реши задачу.»
Слайд 28 Работа с текстом после чтения
Цель этапа:
достижение понимания текста на уровне
смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного
Это – стадия рефлексии
Размышляя,
учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его
Слайд 29Работа после чтения
«дерево знаний»
маркировочная таблица «ЗХУ»,
кластеры – выделение смысловых
единиц текста и графическое оформление в определенном порядке.
синквейн (происходит от
французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк)
Слайд 30После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу
учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые
прикрепляются на «дерево знаний».
Составление маркировочной таблицы «ЗХУ».
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Работа после чтения
Слайд 32Прием: Кластер
(Грозди)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление
в определенном порядке.
Задача
Всадник едет на лошади со скоростью 8 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 5 часов?
Слайд 33Прием: Кластер (поиск пути решения задачи)
Задачи на движение
Расстояние
Время
Скорость
S=V*t
V=S:t
t=S:V
V=8км/ч
t=5ч
?
Слайд 34Синквейн (как домашнее задание)
Тема-предмет
Признак
Признак
Действие
Действие
Действие
Фраза
отношения
к
теме
Вывод
Движение
Встречное
Противоположное
Читать Чертить Решать
Знаю формулу для решения
S=V*t
Слайд 40 Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают
не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность
учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Слайд 41«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не
умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться
и переучиваться, используя умения читать и писать».
э. Тоффлер