Разделы презентаций


Приемы развития смыслового чтения

Содержание

«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели» Иоганн Вольфганг

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики
Моу «Турочакская СОШ»
Пахаева Н.Ф.

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математикиМоу «Турочакская СОШ»Пахаева Н.Ф.

Слайд 2
«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени

стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет

и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели»
Иоганн Вольфганг Гете

«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это

Слайд 3В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном

информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер, и умения чтения

относят к универсальным учебным действиям.
Основная образовательная программа основного общего образования в качестве обязательного компонента включает «овладение навыками смыслового чтения».
Из этого следует, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

В ФГОС  ООО  отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер,

Слайд 4Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов

Смысловое чтение – фундамент  всех обозначенных в стандарте результатов

Слайд 5В соответствии с ФГОС перечень планируемых результатов освоения основ смыслового

чтения и работы с текстом по окончании основной школы:

В соответствии с ФГОС перечень планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании

Слайд 6Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут

в структуре всех универсальных учебных действий:

 в личностные УУД входят мотивация

чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
 в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
 в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные

Слайд 7Смысловое (продуктивное) чтение
— вид чтения, которое нацелено на понимание читающим

смыслового содержания текста.
В концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов,
Г.

В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Смысловое (продуктивное) чтение— вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.В концепции универсальных учебных действий

Слайд 8Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание

текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Смысловое

чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить

Слайд 10Стратегии смыслового чтения
— различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для

восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в

личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией»*.
Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они
помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
Стратегии смыслового чтения— различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также

Слайд 11стратегии предтекстовой деятельности (до чтения);
стратегии текстовой деятельности (во время чтения);
стратегии

послетекстовой деятельности (после чтения);
стратегии работы с объёмными текстами;
стратегии компрессии текста;
общеучебные

стратегии;
стратегии развития словаря.

Типы стратегий смыслового чтения
(по Н. Сметанниковой)

стратегии предтекстовой деятельности (до чтения);стратегии текстовой деятельности (во время чтения);стратегии послетекстовой деятельности (после чтения);стратегии работы с объёмными

Слайд 12
Работа над текстом
до чтения
Работа с текстом
во время

чтения
Работа с текстом
после чтения

Работа над текстом до чтенияРабота с текстом во время чтенияРабота с текстом после чтения

Слайд 13Стратегии предтекстовой деятельности (до чтения)
Чем лучше организован этап предчтения, тем

легче учащемуся читать текст и тем выше достигаемый им результат.

Стратегии предтекстовой деятельности (до чтения)	Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и тем выше

Слайд 14Работа над текстом до чтения
Цель этапа :
создание мотива чтения и

развитие умения прогнозировать

этап ориентирован на выявление и активизацию личного

опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне


Работа над текстом до чтенияЦель этапа :создание мотива чтения и развитие умения прогнозировать этап ориентирован на выявление

Слайд 15Предтекстовые стратегии
«Попробуй найти!»
«Мозговой штурм».

«Банк идей (гипотез)»
«Верные или неверные утверждения»
« Глоссарий»

«Ориентиры предвосхищения»

« Батарея вопросов».

Предтекстовые стратегии«Попробуй найти!»«Мозговой штурм».«Банк идей (гипотез)»«Верные или неверные утверждения»« Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения»« Батарея вопросов».

Слайд 16Текстовая деятельность
(выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение

или отклонение, размышление во время чтения о том, что и

как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное)
Текстовая деятельность  (выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение или отклонение, размышление во время чтения о

Слайд 17Работа с текстом во время чтения
Цель этапа
достижение понимания текста на

уровне содержания


стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт

с текстом, используя различные методы понимания текста
Работа с текстом во время чтенияЦель этападостижение понимания текста на уровне содержаниястадия осмысления, на которой учащиеся вступают

Слайд 18Стратегии текстовой деятельности
Чтение в кружок (попеременное чтение).
Чтение про себя с

вопросами.
Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабыми учащимися).
Чтение

про себя с пометками.

Стратегии текстовой деятельностиЧтение в кружок (попеременное чтение).Чтение про себя с вопросами.Чтение про себя с остановками (методика чтения

Слайд 19Просмотр
Выборочное чтение
Чтение-изучение
Чтение по ролям
Чтение про себя
Чтение вслух
Чтение-сканирование
Выборочное чтение
Углубленное чтение
Опережающее чтение
Способы

чтения:

ПросмотрВыборочное чтениеЧтение-изучениеЧтение по ролямЧтение про себяЧтение вслухЧтение-сканированиеВыборочное чтениеУглубленное чтениеОпережающее чтениеСпособы чтения:

Слайд 20Способы обработки информации
«Инсерт»
Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных

знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом

на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Способы обработки информации«Инсерт»  Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения

Слайд 21Способы обработки информации
Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения

на закрепление, можно предложить учащимся прочитать параграф, выделить главные мысли,

найти в тексте то, о чём не говорил учитель на уроке.
Например, при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» можно опустить в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. Учащимся дается задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке.
Способы обработки информацииПроведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, можно предложить учащимся прочитать параграф,

Слайд 22Способы обработки информации
Проработав канву доказательства теоремы, учитель может выдать каждому

ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде

таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая – их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся необходимо заполнить пустые места в доказательстве.
Способы обработки информацииПроработав канву доказательства теоремы, учитель может выдать каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы

Слайд 23Способы обработки информации
Кроссворд заполняется при работе с текстом.
Данный подход позволяет

использовать данный прием на стадии осмысления и более целенаправленно изучать

информацию.
Кроссворд может быть предложен ученикам и на стадии закрепления изученного материала в конце урока
Способы обработки информацииКроссворд заполняется при работе с текстом.Данный подход позволяет использовать данный прием на стадии осмысления и

Слайд 24Способы обработки информации
составление плана прочитанного


конспектирование (Учащимся на данном

этапе можно предложить заполнить таблицу, в которой данный математический факт необходимо представить с помощью слов, на языке символов и в графическом виде)
тезисы
Способы обработки информации составление плана прочитанного          конспектирование (Учащимся

Слайд 25Тема «Угол», математика 5 класс

План.

1. Понятие угла.
2. Равные углы.
3. Развёрнутый

угол.
4. Прямой угол.










Тезисы.
1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими

из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла.
2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны.
3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла.
4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла.

Тема «Угол», математика 5 классПлан.1. Понятие угла.2. Равные углы.3. Развёрнутый угол.4. Прямой угол.Тезисы.1. Углом называют фигуру, образованную

Слайд 26 Составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном

итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.

Конспектирование материала учебника.
Составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени

Слайд 27
Прием знак «вопрос».

Авторы учебников ставят перед учащимися самые разные

вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот

места для вопросов самих детей ни в учебниках, ни на уроках нет.

Задача. (5 класс)
«На одной машине 4т груза, на второй в два раза больше, а на третьей столько, сколько на первой и второй вместе. Поставь вопрос и реши задачу.»



Прием знак «вопрос». Авторы учебников ставят перед учащимися самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на

Слайд 28 Работа с текстом после чтения
Цель этапа:
достижение понимания текста на уровне

смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного
Это – стадия рефлексии
Размышляя,

учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его
Работа с текстом после чтенияЦель этапа:достижение понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанногоЭто

Слайд 29Работа после чтения
«дерево знаний»
маркировочная таблица «ЗХУ»,
кластеры – выделение смысловых

единиц текста и графическое оформление в определенном порядке.
синквейн (происходит от

французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк)

Работа после чтения«дерево знаний»маркировочная таблица «ЗХУ», кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном

Слайд 30После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу

учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые

прикрепляются на «дерево знаний».

Составление маркировочной таблицы «ЗХУ».

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Работа после чтения

После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы

Слайд 31 Синквейн

Синквейн

Слайд 32Прием: Кластер
(Грозди)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление

в определенном порядке.

Задача
Всадник едет на лошади со скоростью 8 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 5 часов?
Прием: Кластер(Грозди)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.

Слайд 33Прием: Кластер (поиск пути решения задачи)
Задачи на движение
Расстояние
Время
Скорость
S=V*t
V=S:t
t=S:V
V=8км/ч
t=5ч
?

Прием: Кластер (поиск пути решения задачи)Задачи на движениеРасстояниеВремяСкоростьS=V*tV=S:tt=S:VV=8км/чt=5ч?

Слайд 34Синквейн (как домашнее задание)
Тема-предмет
Признак
Признак
Действие
Действие
Действие
Фраза
отношения
к
теме
Вывод

Синквейн (как домашнее задание)Тема-предметПризнакПризнакДействиеДействиеДействиеФразаотношенияктемеВывод

Слайд 35Синквейн

Движение
Встречное

Противоположное
Читать Чертить Решать
Знаю формулу для решения
S=V*t
Синквейн              Движение

Слайд 40 Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают

не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность

учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.


Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и

Слайд 41«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не

умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться

и переучиваться, используя умения читать и писать».
э. Тоффлер
«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика