Слайд 1Методика
развития связной речи
Информацию подготовила и оформила
учитель-логопед
Бердюгина Лариса Николаевна
МБДОУ
Плотниковский детский сад «Теремок»
Слайд 2Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
Под связной
речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее
общение и взаимопонимание.
Связность – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.
Слайд 3Формы связной речи
Диалог
монолог
Разговорная лексика и фразеология.
Использование шаблонов и клише,
речевых стереотипов, устойчивых формул общения.
Краткость.
Фрагментарность, непроизвольность.
Простые и сложные бессоюзные предложения.
Кратковременное
предварительное обдумывание.
Стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Имеет более сложное строение.
Выражает мысль одного человека.
Более длительное предварительное обдумывание высказывания.
Высказывание содержит более полную формулировку информации.
Развернутость высказывания.
Синтаксическая оформленность.
Законченность, логическая завершенность.
Использование неречевых средств (жесты, мимика и др.).
Стимулируется внутренними мотивами говорящего.
Слайд 4Социальные
функции связной речи
Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с
окружающим миром.
Связная речь определяет и регулирует нормы поведения в обществе.
Связная
речь обогащает художественно-речевой опыт детей.
Слайд 6Признаки связного монологического высказывания
Целостность.
Структурное оформление.
Связность.
Объем высказывания.
Плавность.
Слайд 7Типы монологов
Описание
Повествование
Рассуждение
Контаминация
(смешанные тексты)
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов –
самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.
Слайд 8Варианты оформления
речи педагога
в процессе повседневного общения с детьми
В
виде вопросов
В виде указаний
В виде пояснений
В виде объяснений
Слайд 9Повседневное общение
педагога с детьми:
полезное,
интересное,
доступное
Коллективный разговор (на прогулке)
Индивидуальный разговор (в
вечерние и утренние часы)
Слайд 10Беседа как метод обучения диалогической речи
Беседа – это целенаправленное обсуждение
чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
В процессе
беседы ребенок припоминает, сравнивает, анализирует, высказывает суждения, делает умозаключения, выводы.
Классификация бесед, исходя из дидактических целей (Е.А. Флерина): вводная, сопутствующая, заключительная.
Классификация бесед по содержанию: познавательные, этические.
Слайд 11Классификация вопросов
репродуктивные
поисковые
Вопросы, требующие простой констатации – названия или описания знакомых
ребенку явлений, предметов, фактов, т.е. ребенок должен точно назвать предмет,
его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?)
Вопросы, направленные на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?)
Слайд 12Приемы обучения рассказыванию
Совместное рассказывание
Образец рассказа
Частичный образец
Анализ образца рассказа
План рассказа
Коллективное составление
рассказа
Составление рассказа по частям
Моделирование
Оценка детских монологов
Вспомогательные вопросы, указания, исправление
ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон
Слайд 13Методика пересказа литературных произведений
Пересказ – осмысленное воспроизведение литератур-ного текста в
устной речи.
Специальные умения, необходимые для пересказа: прослушивать произведение, запоминать последовательность
изложения, осмысленно и связно передавать текст, понять основное содержание изложения, запоминать речевые обороты авторского текста.
Требования к пересказам детей: осмысленность, полнота передачи произведения, последовательность и связность пересказа, использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами, плавность пересказа, выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Слайд 14Рассказывание по игрушкам
Виды занятий для рассказа по игрушкам:
Описание игрушки
Сюжетные рассказы
(повествования)
Игрушки, используемые для обучения связной речи:
дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
сюжетные (образные) (куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт, готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
наборы, составленные воспитателем или детьми (мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Слайд 15Рассказывание по картине
Виды рассказывания детей по картине:
Описание предметных картин
Описание сюжетной
картины
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин
Повествовательный рассказ по сюжетной картинке
Описание
пейзажной картины и натюрморта
Требования к отбору картин для рассказывания:
Содержание должно быть интересным, понятным,
воспитывающим положительное отношение к окружающему
Картина должны быть высокохудожественной
Изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими
Отсутствие нагромождения деталей
Доступность не только содержания, но и изображения
Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка
Слайд 16Рассказывание из опыта
Виды рассказов из опыта:
Рассказы, отражающие коллективный опыт детей
(о событиях, в которых принимали участие все дети)
Рассказы, отражающие индивидуальный
опыт детей («Расскажи как ты провел выходной день»; «Расскажи о своих любимых игрушках»)
Характеристика рассказов из опыта:
Искренние
Живые
Эмоциональные
Но:
Недостаточно последовательные
Недостаточно структурированные
Недостаточно связные
Слайд 17Творческое рассказывание
Виды творческих рассказов:
Создание рассказов реалистического характера.
Сочинение стихов, загадок, небылиц,
считалок.
Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.
Создание текстов описательного характера о природе.
Рассказывание
детей вместе с воспитателем
по вопросам.
Придумывание сказок.
Придумывание продолжения и завершения рассказа.
Придумывание детьми продолжения авторского текста.
Описания-миниатюры.
Слайд 18Связные высказывания
типа рассуждений
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи
и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является
логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.
Приемы, используемые для обучения высказываниям-рассуждениям: образец построения рассуждения; план, отражающий структуру рассказа; модель; подсказ способа связи фраз и смысловых частей; приемы ТРИЗ.
Слайд 19Виды заданий по обучению высказываниям типа рассуждений
Создание проблемных ситуаций с
опорой на наглядный материал
Задания на вербальной основе
Выстраивание серии сюжетных кар-тинок
в определенной последователь-ности и зависимости от развития сю-жета, времени суток и др.
Определение несоответствия явле-ний, изображенных на картинке, вы-деление нелогичных ситуаций.
Квалификация картинок по родам и видам.
Выявление причинно-следственных отношений между объектами, изобра-женными на картинке.
Отгадывание загадок с опорой на картинку
Беседы по содержанию произве-дений художественной литера-туры с обсуждением положи-тельных и отрицательных пос-тупков героев, их мотивов.
Речевые логические задачи.
Объяснение пословиц, загады-вание загадок без опоры на наглядный материал.