Слайд 1Педагогическое совещание на тему:
«Нравственное воспитание – основа воспитательной деятельности школы.
Взаимодействие школы с социумом».
Слайд 2«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
К. Д. Ушинский
Слайд 3Актуальность проблемы воспитания школьников связана со следующими положениями:
наше общество нуждается
в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только
знаниями, но и прекрасными чертами личности;
Слайд 4
в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
Слайд 5
само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности,
потому что воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном
поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
Слайд 6
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только
информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но
и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Слайд 7 В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию
мораль.
«Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей,
а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
Слайд 8 У Ожегова С.И.:
«Нравственность — это внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Слайд 9Сухомлинский считал, что
«незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве
и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье,
справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
Слайд 10Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка.
В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения
могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Слайд 11
Воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку
нравственных ценностей, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости
от социокультурных условий развития общества.
Слайд 12Нравственное значение и достоинство личности, её ценностные представления, относящиеся к
области морального сознания, –
моральные нормы,
принципы,
идеалы,
понятия добра и
зла,
справедливости,
счастья.
Слайд 13Достигается это воспитанием, где выбор может рассматриваться как метод познания
и личностного осознания школьником социальных процессов и нравственно-этических отношений.
Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты определяют жизненные позиции личности, поэтому важно то субъектное основание жизненных смыслов, которое ученик вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром.
Слайд 14В таком контексте воспитание ведёт к постижению и принятию школьниками
ценностных, смыслозначимых оснований человеческой жизни.
Ценности – предмет этики как
«науки о нравственной жизни человека»
(А. Швейцер), поэтому главной задачей воспитательного процесса становится осмысление этики и этических категорий, определяющих нравственную основу жизненных проявлений личности.
Такое осмысление становится педагогически значимой задачей нравственно-этического воспитания, необходимого и востребованного современной школой.
Слайд 15Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в
связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается
на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
Слайд 16Наиболее значимые:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по
отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и
отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Слайд 17
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед
государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей
жизнедеятельности человека.
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Слайд 18
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к
его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в
процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Слайд 19
Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание
для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование»
другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Слайд 20
В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям.
Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой:
туризм, экскурсии по городу, на производство.
Слайд 21 Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к
своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.
Слайд 22Исходя из понятий нравственности, в школе проводятся классные часы.
-для начального
звена:
«Добро и зло»,
«Волшебные слова»,
«Что значит быть бережливым?»
- для
среднего звена
«Что такое храбрость?»,
«Нормы этикета в семье и общественных местах»,
«Как организовать учебный труд?»);
для старшего звена
«Человек и культура», «Нравственный аспект физического труда», «Здоровье нравственное и физическое».
Слайд 23 Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и
педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
1.
На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы.
2. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий:
мотивационной,
содержательной,
операционной.
Слайд 24
Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А.
Сухомлинский:
«Если человека учат добру - …в результате будет добро».
Только
учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Слайд 25 Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать
повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных
качеств личности в учебной деятельности.
Слайд 26 И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными
к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это
ли главная цель работы учителя?
Слайд 27Ценности – предмет этики как «науки о нравственной жизни человека»
А.
Швейцер
Слайд 28Взаимодействие школы с социумом: