Слайд 1Примерная модель развивающей среды по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста.
Старший
воспитатель
ГБДОУ детского сада № 30
Невского района Санкт-Петербурга –
Петухова Наталья Владимировна
Слайд 2В развитии ребенка образование и среда
играют большую роль, чем
наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше
всего развивают потенциальные способности ребенка.
Массару Ибука
«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств».
Слайд 3
Концепция построения развивающей среды (личностно-ориентированная модель)
1. Принцип дистанции, позиции
при взаимодействии. Первое условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей —
установление контакта между ними.
Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Это стремление воспитателя приблизиться, к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.
2. Принцип активности. Это возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости — закрытости. Это открытость: природе, обществу и т.д.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Слайд 4Цель организации: Создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в
самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Условия
создания:
- реализация идей и задач основной общеразвивающей программы дошкольного образования.
Организационные условия:
среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст;
знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;
каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
учет половой дифференциации.
Слайд 5Структура содержания социально-личностного развития.
«Социализация»
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том
числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Труд»
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
«Безопасность»
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Слайд 6Для того, чтобы все компоненты социально-личностного развития были развиты в
равных объёмах необходимо чётко продумать устройство пространства группового помещения.
Групповое помещение
должно:
- стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
- иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих);
Этим принципам отвечает рамочная конструкция группового помещения.
Групповая комната представлена тремя зонами
1. рабочая зона,
2. активная зона,
3. спокойная зона
Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться, в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей. Считается , что каждая зона, кроме основного пространства должна быть наполнена уголками, в нашей модели содержание каждого уголка представлено следующими компонентами, которые могут располагаться как на собственных границах зоны, так и на границах между зонами:
- компонент дидактический (располагается на собственных границах зоны, а также на границах между зонами);
- компонент оборудования для разных видов деятельности (на собственных границах зоны);
- компонент стимулирующий (это может быть примерный план последовательности работы в уголке, оценочные карты, значки-картинки, модели-схемы и др.) (на собственных границах зоны).
Слайд 7Образовательная область «Социализация».
Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение
детей в систему социальных отношений.
Задачи:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 8Развитие игровой деятельности детей.
Задачи:
развитие игрового
опыта каждого ребенка;
воспитание коммуникативных навыков, желания
объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила;
развитие творческого воображения, фантазии;
закрепление в игре примеров социального, речевого поведения;
способствовать установлению взаимоотношения ребёнка со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Слайд 9Примерное содержание развивающей среды направленное на развитие игровой деятельности.
дидактические
игры социально-нравственного характера;
- дидактические игры, направленные на знакомство с
предметным миром и трудом взрослых;
- картинки с изображением различных трудовых процессов;
- альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др.
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр: Производственные ("магазин", "поликлиника (больница)", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)
Бытовые ("семья", "детский сад", "домашние дела" ("стирка", "уборка", "приготовление пищи"), "на даче", "семейный праздник" и т.д.)
Общественно-политические ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)
- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;
- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с управлением;
- игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- объемные модули (надувные и набивные);
-подвижная мебель на колесиках;
-сборно-разборные домики легкой конструкции, переносные зонты;
- предметы-заместители.
- схема «Правила дружной игры»;
- модель-последовательность «Убираем игрушки»
Слайд 10Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками
и взрослыми (в том числе моральным).
Задачи:
- Создать
комфортные, благоприятные условия для взаимоотношения ребёнка со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботится о младших, помогать слабому. Способствовать скромности, благодарности и отзывчивости.
Уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Слайд 11Примерное содержание развивающей среды.
- Дидактические игры с тематикой
о правилах поведения.
- Тематические альбомы «Моя семья»,
«Мой город, и его жители», «Моя страна».
Художественная литература по программе.
Карточки с иллюстрациями «Хорошие поступки», «Плохие поступки».
Магнитные карточки «Волшебные слова».
Слайд 12Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к
мировому сообществу
Задачи:
- Создать комфортные условия для
развития мальчиков и девочек.
- Способствовать всестороннему изучение родного города, страны;
- Расширять области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к своей стране.
Слайд 13Примерное содержание развивающей среды.
- Необходимо создать
возможности как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в
соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
- Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны для них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков (макеты транспорта, конструкторы, художественная литература, модели гаражей и т.д.).
Слайд 14Образовательная область «Труд»
Цели:
- формирование положительного отношения к труду
Задачи:
- развитие трудовой
деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей
и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Слайд 15Примерное содержание развивающей среды.
- Дидактические игры о профессиях;
- Схемы уборки
игрушек;
- Игровые наборы инструментов, мини ремонтные мастерские;
- Фартуки, передники;
инвентарь для ухода за растениями и животными: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;
инвентарь для посадки семян и рассады; - «огород на окне»
- алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми объектами;
- Альбомы «Профессия моей мамы», «Кем работает папа», «Кем я хочу стать» и т.д.
- Книжки-самоделки «Кто нас кормит, кто нас лечит, кто укладывает спать…»;
- Художественная литература о профессиях;
- Иллюстрации «Все профессии нужны».
- Карточки-подсказки.
Слайд 16Образовательная область «Безопасность».
Цели:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
- формирование
предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Задачи:
- формирование представлений об опасных
для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Слайд 17Примерное содержание развивающей среды для формирования представлений об опасных для
человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в
них
- Дидактические игры;
- Карточки;
- Плакаты;
- Художественная литература;
- Альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы ,фильмы;
- Алгоритмы действия при опасных ситуациях.
- Индивидуальные тетради и т.д.
Слайд 18Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства
Слайд 19Примерное содержание развивающей среды для формирования осторожного и осмотрительного отношения
к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
дидактические
игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы; - календари погоды и природы
-гербарии, альбомы «Экологические сказки», «Экологические идеи», «Мои четвероноги друзья», коллекционные материалы;
- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
- макеты
- живые объекты: комнатные растения, аквариум с рыбками, черепахи, хомячки, клетка с птицами;
-оценочная карта со значком-картинкой