Слайд 1 Особенности педагогической деятельности
Слайд 2План
Сущность понятия «педагогическая деятельность»
Цель педагогической деятельности
Задачи педагогической
деятельности
Отличительная характеристика педагогической деятельности
Особенность обучения и воспитания как
деятельности
Своеобразие педагогической профессии
Основные функции педагогического управления
Классификация ролевых педагогических позиций
Признаки креативности
Качества, присущие педагогу-творцу
Слайд 3
Сущность понятия «педагогическая деятельность»
Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает
отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения
к поколению.
Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника с целью его воспитания и обучения, развития его как личности
Слайд 4Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является
получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и
формах их развития.
Научная
Экспериментальная
Теоретическая
Слайд 5Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является
передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.
Учебная
Воспитательная
Слайд 6Цель педагогической деятельности
Цель — это то, к чему стремятся. Общей стратегической целью
педагогической деятельности и целью воспитания является воспитание гармонично развитой личности.
Цель
пед. деятельности: становление и преобразование личности
Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также тенденций общественного развития.
А.С.Макаренко цель педагогической деятельности видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.
Слайд 7 Задачи педагогической деятельности
Ведущая задача педагогической деятельности: понять общественные
цели и направить усилия других людей на их достижение.
Наиболее общая
задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно-развивающей среды и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного их развития.
Слайд 8Отличительная характеристика педагогической деятельности
Педагогическая профессия относится как к классу
преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.
Педагогическая деятельность
целенаправленна, мотивированна, имеет свой предмет исследования, средства, способы и результат.
Слайд 9Особенность обучения и воспитания как деятельности
Особенность обучения и воспитания как
деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет
как бы двойной предмет труда.
С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности.
С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. Педагог должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
Слайд 10Своеобразие педагогической профессии
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что
она по своей природе имеет
Гуманистический характер
Коллективный характер
Творческий характер
Слайд 11Гуманистическая природа пед. деятельности
Гуманистическая функция связана с
развитием его личности, творческой индивидуальности.
Реализовывать эту функцию
пед. профессии может тот педагог, который принял гуманистические ценности, который способен реализовать их в своей профессии. Для того, чтобы реализовать педагогу гуманистические функции, ему необходимы следующие ценностные ориентации:
а) отношение к педагогической деятельности воспринимать как призвание и как миссию;
б) педагогический гуманизм, который невозможен без принятия себя и учеников;
в) эмпатичное (чуткое) отношение к ученикам;
г) диалогизм как желание и умение слушать и слышать ребенка и ученика;
д) сотрудничество как установка на взаимодействие с учеником, а не воздействие на него.
Слайд 12Коллективный характер пед. деятельности
В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад
каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование
субъекта деятельности – воспитанника.
С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
Чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. Если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического.
Слайд 13Творческая природа пед. деятельности
Творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор,
создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего
в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Слайд 14Основные функции педагогического управления
Слайд 15Классификация ролевых педагогических позиций
Наиболее точная классификация ролевых педагогических позиций было
дана Л.Б. Ительсоном. По предложенной им
методике преподаватель может выступать в качестве:
• информатора, т.е. когда учитель ограничивается доведением до учащихся определенных норм, требований или мировоззрений;
• друга, т.е. когда осуществляется попытка понять душу ребенка и его потребности;
• диктатора, когда преподаватель насильственным образом внедряет необходимые нормы и ценностные ориентации в сознание его учеников;
• советчика, когда используется ненавязчивое уговаривание;
• просителя, когда учитель прибегает к лести и просьбам;
• вдохновителя, когда он стремится своими действиями увлечь своих воспитанников интересными целями и заманчивыми перспективами.
Любая из этих позиций всегда приводит к неоднозначному результату. Поэтому в педагогической практике принято использовать их комбинации.
Слайд 16Признаки креативности
оригинальность
фантазия
эвристичность
четкость
активность
чувствительность
сконцентрированность
Слайд 17Качества, присущие педагогу-творцу
инициативность
самостоятельность
способность к преодолению инерции мышления
чувство подлинно нового и стремление к его познанию
целеустремленность
широта
ассоциаций
наблюдательность
развитая профессиональная память.
Слайд 18Глоссарий
Коллективный характер— работа с коллективом.
Объект педагогики– те явления действительности, которые
обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти
явления получили название образования (В.А.Сластенин).
Педагогическая профессия- это один из видов человеческой деятельности, сферой которой является воспитание подрастающего поколения.
Педагогическая специальность- вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования, и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Предмет педагогики– реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах – в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.
Профессия - это род занятий трудовой деятельности.
Субъект педагогической деятельности- это тот, кто воздействует на воспитанника: педагоги, родители, коллектив.
Творческая природа труда учителя- уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения своей цели.
Слайд 19Глоссарий
Обучение – специально организованный процесс приобщения и усвоения субъектомсоциокультурных норм
(научных, правовых, политических, моральных, эстетических, религиозных и др.), новой информации.
Развитие – специально организованный процесс выращивания субъектом собственных способностей, овладение цивилизованными, созидательными способами деятельности.
Воспитание – специально организованный процесс управления субъектом собственными потребностями, то есть процесс, который направлен на изменение потребностей, их переструктурирование, возникновение новой иерархии с преобладанием потребностей духовных.
Знание - продукт общественной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого
Педагогический процесс– специально организованный образовательный процесс, в котором прогнозируется и технологично реализуется во взаимодействии преподавателя и учащегося изменение потребностей (выращивается цель), норм (усвоение нового содержания, новой информации), способностей (овладение методом совместной деятельности)
Слайд 20 Литература
«Педагогика» В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов –
«Академия», 2002
Загвязинский В.И. «Педагогическое творчество учителя» - М., 1985.
«Введение в
педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. ред. учеб. заведений» А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
«Общие основы педагогической профессии: учеб. пособ.» И.И.Цыркун - Минск: издательство БГПУ, 2005.
«Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие» И.И.Прокопьев, Н.В.Михалкович. - Минск: ТетраСистемс, 2002