Слайд 1ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО
КУРСА ОБЖ В 2008/2009 гг.
Слайд 2План
1.Основные цели и содержание курса.
2. Нормативно-правовые основы преподавания ОБЖ.
3. Содержание
курса.
4.Результативность обучения, уровень достижения образовательных результатов учащихся по предмету.
5.
Планирование интегративного курса.
6. Особенности интегративного урока.
7. Перспективы.
Слайд 3НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
Конституция Российской Федерации
Федеральные законы:
«Об образовании»;
«О безопасности»;
«О
защите населения и территории от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного
характера»;
«О пожарной безопасности»;
«О безопасности дорожного движения»;
«Об экологической безопасности»;
Слайд 4НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
Федеральные законы:
«О борьбе с терроризмом»;
«О радиационной безопасности
населения»;
«О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»;
«О гражданской обороне»;
«О воинской
обязанности и военной службе»;
«О статусе военнослужащего»;
«Об альтернативной гражданской службе»
Слайд 5НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
1. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего
образования по предмету ОБЖ
(приказ Министерства общего и профессионального образования
РФ от 19.05.1998 г. № 1236)
2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ
(приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 30.06.1999 г. № 56)
3. Стандарт основного общего образования по предмету ОБЖ
(приказ Минобразования России от 05.03.2004 г.)
Слайд 6НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
4. Стандарт среднего (полного) общего
образования по предмету ОБЖ на
базовом уровне (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г.)
5. Стандарт среднего
(полного) общего
образования по предмету ОБЖ на профильном
уровне (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г.)
6. Примерные программы по предмету ОБЖ для основного общего образования.
7. Авторская программа по курсу ОБЖ в 5-9 классах общеобразовательных учреждений
(авт. А.Т.Смирнов, изд-во «Просвещение», 2001)
Слайд 7НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
8. Авторская программа курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов
общеобразовательных учреждений
(авт. В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский,
изд-во «Дрофа», 2005)
9. Примерные
программы по предмету ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
10. Примерная программа по курсу ОБЖ для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
(авт. А.Т.Смирнов, изд-во «Просвещение», 2001)
Слайд 8НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
11. Авторская программа курса ОБЖ для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
(авт. В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский,
изд-во «Дрофа»,
2005)
12. Примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
13. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ.
Слайд 9Главная цель предмета ОБЖ
подготовка обучающихся к успешным действиям по
обеспечению безопасности личности, общества, государства
Слайд 10Содержание курса ОБЖ:
первый
уровень
(1—4 классы) безопасность школьника
второй уровень
(5-9 классы)
безопасность личности
третий уровень (10-11 классы) безопасность личности, общества, государства
Слайд 11Старшая школа
10-11 классы
Основная задача:
формирование у учащихся начальных знаний:
- об обороне государства
- о воинской обязанности граждан
приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, подготовка обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военную службу, по основам военной службы.
Слайд 12Самостоятельные образовательные направления
основы здорового образа жизни;
безопасность в социальной среде;
безопасность
при возникновении ЧС военного характера;
пожарная безопасность и правила поведения при
пожаре;
основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС мирного и военного времени;
военно-правовые вопросы;
Слайд 13Самостоятельные образовательные направления
мероприятия по защите населения от ЧС мирного
и военного времени;
государственные службы по охране здоровья и обеспечение безопасности
граждан;
правовые основы организации по обеспечению безопасности и защиты населения;
вопросы государственного и военного строительства РФ;
военно-исторические вопросы;
государственная и военная символика Вооруженных сил РФ
Слайд 14Качественные результаты
Системность планирования учебного процесса
Комплексность
(учебные занятия + воспитательная работа)
Методическое
сопровождение интегративного курса
Слайд 15
Спецификация теста по ОБЖ
10 класс (октябрь)
Цель проверки: выявление
уровня
усвоения программного материала за курс
10 класса по теме
«Основы военной
службы».
Время тестирования: 40 минут
Условия тестирования: при
проведении тестирования дополнительные
материалы не используются.
Слайд 16Форма № 1
Распределение заданий по темам и уровням сложности
Слайд 17Оценочная таблица
Варианты систем оценок
Слайд 18 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА ОБЖ
Зам. директора по ВР И ДО
Кл. руководители
Социальный
педагог
Психологи
Зам. директора
по ОБЖ
Зам. директора по УВР
Учебные занятия
Планирование
Кл. журналы
ВШК
ВШК
Кл. журналы
Планирование
Психологический мониторинг
Социальный мониторинг
Внеурочные занятия
УЧИТЕЛЯ
Индивидуальное консультирование
Предметный мониторинг
Слайд 19ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Слайд 20Особенности планирования:
Интегративное обучение (история, обществознание, биология, экология (частично);
Выбор различных программ
и учебников;
Календарно-тематическое планирование индивидуально для каждой школы;
В настоящее время
еще один вариант тематического планирования разработан МИОО и передан для обсуждения в округа.
Слайд 21План-график работы школы
по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
на
200_/200_ учебный год
Тематический план №____
для 10 (11) класса
Слайд 22«Плохой учитель преподносит истину,
хороший- учит ее находить»
А. Дистервег
Слайд 23 Интеграция
– это объединение в целое разрозненных частей, глубокое
взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той
или иной области
Слайд 24 Интеграция сегодня – важнейший принцип развития современных образовательных
систем.
Это новый вид образовательной деятельности.
Слайд 25Что такое интегративный курс?
Это учебный курс, изучаемый учащимися
для углубления и расширения межпредметных знаний, их систематизации и обобщения,
формирования межпредметных учебно-познавательных умений, а также для решения других образовательных проблем.
Слайд 26Преимущества интегративных уроков:
1. Способствуют развитию:
учебной мотивации,
познавательных интересов учащихся,
коммуникативной
компетенции учащихся,
общеучебных и надпредметных умений;
2. Интенсифицируют учебно-воспитательный процесс, снимают
перегрузку.
Слайд 27Анализ интегративного урока
Объект интеграции.
Содержание и компоненты интеграции.
Направления и объем интегрируемых
предметов.
Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке.
Тема интегративного урока,
проблема, цель.
Слайд 28Анализ интегративного урока
Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегративному
уроку.
Формы проведения интегративного урока, виды деятельности учителей и учеников.
Сотрудничество учителей на интегративном уровне.
Результаты деятельности учащихся на интегративном уроке.
Слайд 29УМК по «Основам безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования:
учебник
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов
(авторы А.Т.
Смирнов и др., изд-во «Просвещение»)
учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов
(под редакцией Ю.Л. Воробьева, изд-во «Астрель»)
мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса
(под редакцией С.К.Шойгу, Ю.Л. Воробьева, изд-во
ООО «Мультимедиа технологии и
дистанционное обучение»)
Слайд 30ВАЖНО!!!
Для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие,
включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных
(допущенных) Минобрнауки России к
использованию в образовательных
учреждениях.
Слайд 31Из пояснительной записки к
Московскому базисному учебному плану
1) Интегративное
преподавание той или иной школьной дисциплины не должно вести к
снижению качества и отсутствию учета и контроля по этой дисциплине.
2) Для каждого отдельного предмета, преподаваемого в данном классе интегративно, в классном журнале должен быть выделен раздел (страница), в заголовке которого должно быть приведено название предмета и указано «(интегративно)».
3) Раздел заполняется обычным образом, отмечается фамилия, имя, отчество учителя, список учащихся, их присутствие, оценки текущей аттестации, поурочное тематическое планирование (с указанием, в рамках урока, по какому предмету, указанному в расписании, ведется интеграция).