Разделы презентаций


Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны

Содержание

Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся еще в первые годы советской власти в России, продолжали развиваться и в послевоенные годы. Большое внимание в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мурманский государственный гуманитарный университет Учебная дисциплина: Педагогика Дидактическая единица: История образования и

педагогической мысли Презентация на тему: «Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны»
Автор-составитель:


Чурилова Вероника Александровна, студентка 2 курса бакалавриата,
направление «Начальное образование»

Мурманск 2015 г.

Мурманский государственный гуманитарный университет Учебная дисциплина: Педагогика Дидактическая единица:  История образования и педагогической мысли  Презентация

Слайд 2 Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся еще в первые годы

советской власти в России, продолжали развиваться и в послевоенные годы.
Большое внимание

в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических И.А.Каиров трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (1896–1955) «Основы педагогики» и «Вопросы педагогики», работы Ивана Андреевича Каирова (1893–1978) «Современные проблемы педагогической науки и роль научных исследований», его учебник «Педагогика», первое издание которого вышло еще в предвоенные годы, книга Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмурмана «Общие основы педагогики», «Школоведение» под редакцией А.Н. Волковского, учебники по педагогике И.Т. Огородникова, Т.А. Ильиной и многие другие труды, пополнившие фонд педагогической литературы. Значение этих работ заключалось в том, что в них систематизировалось все то, что было накоплено советской педагогической наукой в предыдущий период.
Идеологизация и политизация педагогической 		науки, начавшиеся еще в первые годы советской 			власти в России, продолжали 	развиваться и в

Слайд 3 В области дидактики широкую известность получили работы, систематизировавшие педагогические представления

о содержании и процессе обучения и образования. Вышли в свет

такие капитальные труды, как «Дидактика» Михаила Александровича Данилова (1899–1973) и Бориса Петровича Есипова (1894–1967), «Дидактика» под редакцией Б.П. Есипова и его книга «Самостоятельная работа учащихся на уроках».

Е.Б.Есипов

В области дидактики широкую известность получили работы, систематизировавшие педагогические представления о содержании и процессе обучения и образования.

Слайд 4 Такие работы Михаила Николаевича Скаткина(1900– 1991), как «Совершенствование процесса обучения»,

«Дидактика средней школы» и «Проблемы современной дидактики». Эти и многие другие

работы оказали существенное влияние на развитие педагогики в нашей стране. На их основе создавалась учебная литература, намечались программы дальнейших научных исследований, получили теоретический фундамент разработки в области частных методик преподавания различных предметов.

М.Н.Скаткин

Такие работы Михаила Николаевича Скаткина(1900– 1991), как «Совершенствование процесса обучения», «Дидактика средней школы» и «Проблемы современной дидактики».

Слайд 5 Нельзя не обратить внимания на возросший в послевоенные годы интерес

к истории педагогики и школы. Особое значение в это время имело

создание серии книг по истории педагогики, охвативших временной период от древнейших времен до середины 80-х гг. XX в. Стремление составить наиболее полное представление о процессе развития школы и педагогики отвечало общей тенденции развития российской педагогической науки в послевоенный период. В отличие от аналогичных работ предвоенного периода нельзя не отметить фундаментальности и тщательности в решении научных задач.

Нельзя не обратить внимания на возросший в послевоенные годы интерес к истории педагогики и школы. Особое значение в

Слайд 6 Не менее значимым событием был выход в свет серии «Антологий

педагогической мысли народов СССР» (1985–1990) с древнейших времен до начала

XX в., включивших в себя наиболее важные произведения отечественных педагогов, мыслителей и уникальные документы.
В послевоенный период российскими педагогами была проведена колоссальная работа по сохранению педагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания сочинений К.Д.Ушинского, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др. В серии «Педагогическая библиотека» были изданы избранные труды Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.И. Водовозова, П.П. Блонского и многих других зарубежных и отечественных педагогов.
Не менее значимым событием был выход в свет серии «Антологий педагогической мысли народов СССР» (1985–1990) с древнейших

Слайд 7 В послевоенный период российскими педагогами был проведен ряд

серьезных исследований в области истории школы и педагогики. На их основе

в 50–70-е гг. были опубликованы такие книги, как «Очерки по истории средней школы» Николая Александровича Константинова (1894–1958), «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века» Шолома Израилевича Ганелина (1894 –1974), «Основы и система дидактики К.Д.Ушинского» Василия Яковлевича Струминского (1880–1967), «Очерки по истории начального образования в России» Н.А. Константинова и В.Я. Струминскогои др.

В.Я.Струминский

В послевоенный период российскими  			педагогами был проведен ряд 				серьезных исследований в области 			истории школы и педагогики.

Слайд 8 После второй мировой войны в России внимание ученых привлек проблемный

подход к историко-педагогическим исследованиям. Проблемный подход в отличие от биографического, сводившегося

чаще всего к пересказу педагогических взглядов отдельных педагогов, мыслителей, а то и просто общественных деятелей и частных лиц, потребовал от исследователей целостного анализа научных проблем. Результаты такого исследования имеют несравнимо более высокую научную значимость. Можно назвать такие работы, как «Теория и практика трудовой школы в Германии» А.И. Пискунова, «Трудовое обучение в Англии» К.И. Салимовой, «Школа и педагогика США до Второй мировой войны» Л.Н. Гончарова, «Теория образования в России начала XX века» С.Ф. Егорова и большое количество диссертационных исследований проблемного характера.

А.И. Пискунов

После второй мировой войны в России внимание ученых привлек проблемный подход к историко-педагогическим исследованиям. Проблемный подход в отличие

Слайд 9
В российской педагогике второй половины XXв. разрабатывались и новые

для данного периода проблемы. Так, широкое распространение приобрели исследования в

области развивающего и воспитывающего обучения. Идея совершенствования обучения как средства воспитания и развития ребенка давно вошла в число наиболее распространенных в педагогике, но в нашей стране она приобрела новое звучание применительно к дидактике начальной школы.
В российской педагогике второй половины XXв. разрабатывались и новые для данного периода проблемы. Так, широкое распространение

Слайд 10 Такие работы, как «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Леонида

Владимировича Занкова (1901–1977), «Психология обучения младшего школьника» Даниила Борисовича Эльконина

(1904–1984) «Проблемы развивающего обучения» Василия Васильевича Давыдова (1930 – 1999), продолжают оставаться актуальными и пользуются популярностью как у исследователей, так и у педагогов- практиков. В них были раскрыты психолого- педагогические закономерности
влияния процесса обучения на
развитие и воспитание личности,
предложены и обоснованы подходы к отбору содержания и
организации полноценного
обучения младших школьников.

Л.В.Занков

Д.Б. Эльконин

В.В. Давыдов

Такие работы, как «Наглядность и 					активизация учащихся в обучении» Леонида 				Владимировича Занкова (1901–1977), 				«Психология обучения младшего школьника»

Слайд 11 В педагогике послевоенного периода имели место исследования в области проблемного

и программированного обучения. В 60–70-х гг. пользовались популярностью такие работы, как

«Проблемное обучение» И.Я. Лернера, «Проблемное обучение. Основные вопросы теории» М.И. Махмутова, «Теоретические проблемы программированного обучения» Н.Ф. Талызиной и др.

Н.Ф. Талызина

В педагогике послевоенного периода имели место исследования в области проблемного и программированного обучения. В 60–70-х гг. пользовались популярностью

Слайд 12 Российскими учеными были разработаны оригинальные концепции образования. Одна из них

- концепция общего среднего образования (Володар Викторович Краевский (род. 1926 г.),Исаак Яковлевич

Лернер (1917-1997),Мuxаuл Николаевич Скаткин (1900-1991). Глобальная цель обучения рассматривается ими прежде всего как усвоение подрастающими поколениями основ социального опыта: 1) знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; 2) осуществления известных способов деятельности (развитие навыков и умений); 3) творческой деятельности; 4) эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности. Главным в содержании образования назывался социальный заказ, который нужно переводить на язык педагогики. Для этого строится сначала общее теоретическое представление о содержании образования, затем представление об уровне учебного предмета и, наконец, представление об уровне учебного материала. Таким образом, содержание образования реально существует лишь в процессе обучения.
Российскими учеными были разработаны оригинальные концепции образования. Одна из них - концепция общего среднего образования (Володар Викторович Краевский (род.

Слайд 13 Следует заметить, что при использовании педагогической литературы советского периода, включая

его послевоенный этап, необходимо еще раз напомнить о ее крайней

политизированности и идеологизированности, что находило отражение как в отборе фактического материала, так и в его интерпретациях. Многие оценочные суждения, трактовки причинно-следственных связей явлений, определения, термины и т.д. могут быть сильно искажены и не соответствовать более поздним представлениям.
Следует заметить, что при использовании педагогической литературы советского периода, включая его послевоенный этап, необходимо еще раз напомнить

Слайд 14 На рубеже веков сложно не только оценить, но и просто

перечислить течения, наметившиеся в отечественной педагогике в последнем десятилетии XX

в. Проблема заключается в том, что эти направления развития педагогики только начали формироваться, и говорить об их особенностях пока рано. Но процесс этот продолжается с нарастающей силой. Логика развития педагогической науки в России в XXI в., скорее всего, будет совпадать с той, которая займет превалирующее положение в мире. Общие устремления к миру, гуманности и открытости несомненно повлияют на цели воспитания, его теорию и практику.
На рубеже веков сложно не только оценить, но и просто перечислить течения, наметившиеся в отечественной педагогике в

Слайд 15 Педагогика накопила немалый научный потенциал, который необходимо использовать как в дальнейших

исследованиях, так и в практике обучения и воспитания. Образование как

важное направление социальной деятельности человека, воспитание и обучение как профессиональная деятельность специалистов требуют развития научных основ.
Педагогика накопила немалый научный потенциал, который необходимо использовать как в дальнейших исследованиях, так и в практике обучения и

Слайд 16Источники:

Пискунов А.И. История педагогики и образования. // Пискунов А.И. –

2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

– 512 с.
Джуринский А.Н. История педагогики и образования. // А.Н. Джуринский. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 400с. – (Учебник для вузов).
Источники:Пискунов А.И. История педагогики и образования. // Пискунов А.И. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика