Слайд 1ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ.
Тема№1
Слайд 2ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Это раздел профилактической медицины, изучающий: Условия среды
обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное
состояние растущего организма, разрабатывающим научные основы и практические меры, направленные на укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятное развитие ребенка.
Это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием духовных и физических сил.
Это дисциплина которая интегрирует гигиенические нормы и опыт сан.эпид службы применительно к растущему организму с учетом его возможности и потребности на данном этапе онтогенеза
Слайд 3ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Объект изучения гигиены –здоровье детей и подростков,
т.к они длительно находятся в своеобразных условиях среды.
Цель гигиены- обосновать
и разработать санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения ,комплекс оздравительных мероприятий способствующих укреплению здоровья и физического развития детей и подростков.
Задачи- не нарушая естества обусловленные природой растущего организма, целенаправленно воздействовать средой на воспитание здорового человека ,совершенствовать его функциональные и физческие возможности.
Слайд 4МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Метод естественного гигиенического эксперимента(влияние
естественного освещения на детей)
Метод лабораторных экспериментов (доказательная)(дополнить и уточнить данные
полученные в естественных условиях)
Метод гигиенических наблюдений(позволяет исследовать как среду, так и реакции растущего организма на различные факторы в конкретных условиях)
Санитарно – статистический метод.(данный метод применяют при изучении состояния детей и подростков)
Математические прогнозирования(метод риска)
Слайд 5АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.состояние здоровья и
физического развития детей и подростков.
2.гигиена учебного процесса в детских и
подростковых организациях.
3.Гииеничские основы физического воспитания детей и подростков.
4.Гигиена трудовой деятельности.
5.Санитарное благоустройство детских и подростковых организаций.
Слайд 6СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Снижение смертности.
Улучшение демографических показателей в развитых странах.
Увеличение рождаемости.
Увеличился уровень
заболеваемости (подростки 10%,дети на 18%)
Снизился уровень жизни
Ухудшение психического развития
Увеличение аллергических
патологий.
Снижение инфекционных заболеваний.
Слайд 7ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Рассматривается как статистическое понятие, характеризуется:
Комплексом медико-демографических показателей(смертность/рождаемость)
Показателями заболеваемости(остр./хр.)
Показателями инвалидности.
Уровнем
физического развития и степенью ее гармоничности.
Слайд 8ЗДОРОВЬЯ ИНДИВИДУУМА
Это многомерный динамический процесс приспособления к меняющимся условиям окр.среды.,
это такое состояние структуры, функции и адаптационных резервов ,которые обеспечивают
человеку жизнь в данное время, в данной конкретной среде.
ЗДОРОВЬЕ (Мин. Зд.РФ) – такая форма жизнедеятельности, которая обеспечивает необходимое качество жизни и максимальное в данных условиях ее продолжительность.
Слайд 9ФАКТОРЫ ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ
50%- образ жизни
23%-ф-ры окр.ср
17%-наследственность
10%-медико-санитарная помощь
Делятся на:
Биологические
-возраст матери
-состояние здоровья матери
-отклонения (антро-, интро-, постнатальные)
-масса ребенка
Социальные
-площадь квартиры
-доход семьи
-образование родителей
-режим дня
Слайд 10ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1)Это совокупность морфологических и функциональных свойств
организма, характеризующих процесс его роста и развития.
2)Процесс изменения морфологических и
функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития.
*Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояние народа и являются объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, отрожая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма.
Слайд 11ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ:
Биологического развития
Динамики развития роста
Телосложения
Мышечной силы
Работоспособности
Наличие жировых отложений
Половым
развитием
Двигательным развитием
Вес
Социальные условия
Питание
Окружающая среда
Наследственность
Медико-санитарная помощь
Слайд 12ЗАКОНЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
Чем моложе организм ,тем интенсивнее его рост и
развитие.
Процесс роста и развития протекают неравномерно ,каждому возрастному периоду свойственны
определенные анатома - физиологические особенности
Протекание роста и развития по половым признакам.(два перекреста у девочек и мальчиков)
Слайд 13ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Эндогенность (рост и развитие осуществляется по законам наследственной
программы)
Необратимость
Цикличность(периоды активации и торможение роста)
Постепенность
Синхроность (рост и старение совершаются относительно
одновременно)
Слайд 14ИССЛЕДОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ(ПО АРОН-СЛАВИЦКОЙ)
Проведение исследований в первую половину дня
Исследование точно
выверенного инструментария
Единообразие приемов исследования
Соблюдение антропометрических точек
В благоприятных климатических условиях.
Слайд 15ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ:
1)соматометрические-длина тела,рост,вес,окружность грудной клетки…
2)соматоскопические- состояние кожных покровов и видимых слизистых
оболочек, степень развития подкожно- жировой клетчатки, состояние опорно двигательного аппарата, степнь полового созревания.
3)физиометрия- жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина АД,
4)СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
Слайд 16СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.
Измерение роста:
Деревянный ростомер
Металический антропометр.
Ошибка при измерении роста не должна
привышать 0.5 см
Слайд 17СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА:
Медицинские весы
*взвешивают натощак, без одежды и обуви.
Слайд 18СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД
ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ,ГРУДНОЙ КЛЕТКИ,ПЛЕЧА,БЕДРА ,ГОЛЕНИ.
Стальная рулетка
Сантиметровая лента
****Окружность грудной
клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха.
Слайд 19СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИНАКИ:
Жироотложение:
Толстотный циркуль.
Измерение толщины жировой складки на животе и под
лопаткой.
Средним считают жироотложение при толщине складки то 1 до
2 см.
Слайд 20СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Костяк:
3 типа:
1)тонкий(узкие плечи и грудная клетка, малые размеры кисти
рук)
2)коренастый(широкие плечи и грудная клетка, большие кисти рук)
3)промежуточный
Слайд 21СОМАТОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД
Форма грудной клетки:
1)цилиндрическая(равномерно развита в верхнем и нижнем отделах,
подгрудиный угол округлой формы и по величине приближается к 90
градусам, передняя грудинная линия округлая.)
2)коническая(сужение в верхней части, расширение в нижней , более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним отделом , подгрудинный угол более 90 градусов, передняя грудинная линия сверху прямая, снизу округлая, ребра имеют горизонтальное расположение).
3)плоская (удлиненная и уплощенная грудная клетка, подгрудинный угол сужен,он менее 90 градусов, ребра косо-нисходящие, передняя грудинная линии прямая)
4)смешанная
5)рахитическая
6)бочкообразная
Слайд 22СМАТОСКОПЧЕСКИЙ МЕТОД:
Позвоночник:
1)нормальный
2)лордотический ( малый шейный и резко выраженный поясничный изгиб,
живот выпячен, верхняя часть туловища наклонена назад)
3)кифотический (увеличение шейного и
пояничного изгиба, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед.)
4)сутуловатая(увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены)
5)выпрямленная (сглаживание обоих изгибов)
Номальный позвоночник в сагитале имеет s образную форму.
Шейная и поясничная кривизна обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад.
Слайд 23СОМАТОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД
Позвоночник:
К деформациям относится:
Право и левосторонние сколиозы разной степени.
1 степень-
слабовыраженная ассиметрия плеч, лопаток.
2 степень- устойчивое искривление вправо или влево,
наличие компенсаторных мышечных валиков
3 степень -глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.
Слайд 24СОМАТОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД:
Форма ног:
1)нормалная
2)х-образная(вальвусная)
3)о-образная(варусная)
Слайд 25ФОРМА СТОПЫ
ЯРАЛОВ-ЯРАЛЯНЦ(МЕТОД ДВУХ ЛИНИЙ)
Методика:
А.на середине пятки
В. на середине основания большого
пальца
С.межу большим и вторым пальцем
ПРОВОДИМ 2 ЛИНИИ
1.МЕЖДУ А и В
2
МЕЖДУ А и С
Оцениваем :
1.Если две линии не заходят за пределы отпечатка -нормальная стопа
2.Если латеральная линия располагается по краю отпечатка,а медиальная за ее пределами- уплощенная стопа
3.Если две линии располагаются на отпечатке стопы- плоская стопа
Слайд 26МЕТОД ШТРИТТЕРА
Плантография
1)Номальная(сводчатая)(перешеек до 50%)
2)Уплощенная.(перешеек от 50-60%)
3) Плоская стопа(более 60 %)
Слайд 27ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
10-11 лет у мальчиков
Последовательность развитие половых признаков:
1)Изменение
тембра голоса
2)оволосенение лобка
3)увеличение щит.хряща гортани
4)оволосение подмышечных впадин и лица.
9-10 лет
у девочек
Последовательность развития половых признаков:
1)развитие молочных желез
2)оволосение лобка
3)оволосение подмышечных впадин.
4)сановление менструальной функции
Слайд 28ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Жизненная емкость легких:
Водяной спирометр
Газовый спирометр
Слайд 29ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК
Мышечная сила рук:
Ручной динамометр
Становая сила(сила разгибателей спины)
Становой динамометр
Слайд 30ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Частота сердечных сокращений
По пульсу за 1 мин
АД
Аппарат Рива-Роччи
тонометр
Слайд 31КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Нервно психическое состояние
Хронические заболевания
Резистентность
Состояние основных органов
и систем.
Слайд 32МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Генерализирующий
(поперечное сечение популяции)
Это массовые исследования физического развития
больших групп детей в относительно короткий срок
(медосмотр)
Статистическая обработка данных позволяет
определить средние показатели физического развития каждой возрастно_половой группы и средние показатели которые являются возрастными стандартами физического развития.
Индивидуализирующий
(продольное сечение популяции)
Систематическое наблюдение за отдельными людьми в течение длительного времени.
Позволяют выявить особенности роста и развития индивидуума связанные с конкретными условиями жизни ( режим питания, перенесенные заболевания)и изучить скорость соматического развития на протяжении всего периода роста.
Слайд 33МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля
физического развития.
Метод шкал регрессии
Цинтильный метод
Комплексной оценки физического развития
Комплексной оценки состояния
здоровья.
Слайд 34МЕТОД СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Суть в сравнении физического развития индивидуума с физическим
развитием той группы, членом которого он является.
Основным показателем развития (F)
сравнивают со средним арифметическим данных признаков(M) СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРОСТНО-ПОЛОВОЙ ГРУППЕ и делят на сигму (среднее арифметическое отклонение)
Недостаток метода: каждый признак оценивается изолированно ,без корреляции с другими признаками .
Слайд 35ПО ШКАЛАМ РЕГРЕССИИ
СОСТАВЛЯЮТ КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ РЕШЕТКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕСНОТЫ СВЯЗИ
РОСТА
СТОЯ С МАССОЙ ТЕЛА.
РОСТА СТОЯ С ОКРУЖНОСТЬЮ ГРУДНОЙ КЕТКИ.
1)РОСТ
ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2)МАССА И ОГК ОПРЕДЕЛЯЮТ ГОРМОНИЧНОСТЬ.
НИЗКОЕ
НИЖЕ СРЕДНЕГО
СРЕДНЕЕ
ВЫШЕ СРЕДНЕГО
ВЫСОКОЕ
-1 СИГМА ДО +1 СИГМА-ГОРМОНИЧНОЕ
-1 СИГМА ДО -2 СИГМА-
+1 СИГМА ДО +2 СИГМА ДИСГОРМОНИЧНОЕ
-2 СИГМА ДО – 3 СИГМА
+2 СИГМА ДО +3 СИГМА
РЕЗКО ДИЗГОРМОНИЧНО.
Слайд 36КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Устанавливает уровень биологического развития(биологический возраст) по показаниям
длинны тела ,ее погодовой прибавки, количеству постоянных зубов, по степени
развития вторичных половых признаков и сроку наступления менструации у девочек.
Используя таблицы сравнивают данные ребенка со средними возрастными показателями, определяется соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание.
Включает определение морфофункционального состояния организма с использованием шкал регрессии и возрастных стандартов как для соматометрических, так и для физиометрических показателей.
Морфофункциональное состояние:
1 степень: хорошо гармоничное
2 степень: ухудшенная дисгармоничное
3 степень: плохое дисгармоничное
4 степень: общая задержка физ.развития
5 степень: опережение физ.развития