Слайд 1Учебный диалог
и его роль в формировании
коммуникативной
компетенции
Слайд 2
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
пословица
Слайд 3Формирование коммуникативной компетенции является одним из приоритетов российского образования.
Коммуникативная компетенция
(КК) –
это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять
и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей (религиозным, этническим, профессиональным, личностным).
Слайд 4Коммуникация –
акт общения, связь между двумя и больше
индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или
ряду лиц.
Слайд 5Общие коммуникативные умения:
умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;
умение раскрывать
тему и основную мысль текста;
умение собирать и систематизировать материал на
отдельную тему;
умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
умение создавать тексты разных типов и стилей речи;
умение совершенствовать и редактировать написанное.
Слайд 6Компетенции:
Языковая –
знание самого языка, его устройства и функционирования,
языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Коммуникативная-
способ взаимодействия с
окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Слайд 7«Обучать общению, общаясь» -
условия современного урока.
Слайд 8«Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом
умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в
условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным».
А.Н.Леонтьев
Слайд 9Формирование коммуникативных и языковых компетенций
Слайд 10Методы, ориентированные на
устную коммуникацию:
все формы учебного диалога;
доклады и сообщения;
ролевые
и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего
и Слушающего, задающего вопросы и Отвечающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
обсуждения, дискуссии, диспуты;
упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
вовлечение учащихся в работу театральных кружков.
Слайд 11Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
ролевые и деловые игры, предполагающие, в
самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные
проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
Слайд 12Диалогические формы учебной коммуникации:
учебная беседа учителя и ученика;
учебная беседа в
парах;
учебная беседа в группах;
дискуссия;
ответы на вопросы;
ролевая игра;
театрализация;
блиц-турнир;
учебный ринг;
защита проекта.
Слайд 13Д и а л о г
Информационный (когда в процессе восприятия
каждый партнер получает новую информацию)
Интерпретационный (когда в ходе диалога происходит
обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация)
Слайд 14Упражнения
«гляжусь в себя, как в зеркало..»;
«стенгазета»;
«шоу дня»;
«пресс-конференция»;
«шпаргалка»;
«наедине с картиной»;
«учебное лото»
и т.д.
Слайд 15Упражнение «Шоу дня»
Цели упражнения:
развивать у учащихся умение самоанализа собственных учебных
достижений ,адекватную самооценку;
способствовать тренировке коммуникативных умений учащихся класса;
формировать культуру
коммуникации в системе «учитель-ученик»;
воспитывать доброжелательность, критичность мышления, способность критично оценивать свои умения и навыки учебной деятельности
Слайд 16Ориентировочные вопросы
Что я сегодня узнала?
Что мне сегодня понравилось?
Было ли интересно
(скучно)?
Хотелось ли мне выслушивать доклад?
(+) моменты сегодняшнего выступления?
(-) моменты доклада?
Мои
советы и пожелания.