Слайд 1Педагогическая поддержка как здоровьесбережение обучающихся
МОУ СОШ №153
Слайд 3Здоровье
«Здоровье – это то, о чём мы вспоминаем, когда его
нет».
Определение « здоровья» всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) таково: «Здоровье
– это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
«Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля».
В Конвенции о правах ребёнка и в документе «Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей», подчёркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В Законе «Об образовании», сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу
Слайд 4Данные исследователей
За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение
здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут
считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, нервными болезнями – в 2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.
Слайд 5Если философия образования отвечает на вопрос
« зачем учить?
»,
а содержание образования — «чему учить?»,
то педагогические технологии
отвечают на вопрос «как учить?».
Слайд 6С точки зрения здоровьесбережения,
мы ответим: чтобы не наносить вреда
здоровью субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов
Слайд 7
задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя — по возможности защитить
тело и психику ребенка во время его пребывания в школе
от воздействия очевидно травмирующих факторов.
Слайд 9Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, валеологизации учебного
процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план.
Слайд 10травмирующие факторы
Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три
группы:
1) эколого-гигиенические
(природно-средовые);
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.
Слайд 11 Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни,
воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать
формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
.
Слайд 12
Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с
их родителями, с медицинскими работниками классные руководители планируют свою работу
с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Работа школы направлена на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, для формирования отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Слайд 15Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка
1. Ребенок
должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый
урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.
Слайд 16Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики
Построение урока
на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой
педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Слайд 17Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики
Активизация развития
всех сфер личности учащихся.
Логичность и эмоциональность всех этапов
учебно-воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
Слайд 18Дезадаптационные состояния учащихся
часто отвечает не по существу, не может выделять
главное;
долго переживает неудачи в течение урока;
с трудом настраивается на занятия
после физкультуры, перемены, подвижной игры;
при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо;
долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;
требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;
с трудом усаживается для выполнения домашнего задания;
заметно не любит урок, томится, оживает только напеременах;
не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания;
почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность;
после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.
Слайд 19Состояния соматического дискомфорта
Причиной простуженного состояния учащихся может быть несоблюдение температурного
режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований
к проведению уроков физкультуры.
Причиной «першения» в горле, периодического покашливания может быть не только простуда, но и сухость воздуха в классах.
Жалобы отдельных школьников на резь в глазах часто связаны с напряжением зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза руками.
Слайд 20Основные "школьные" факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Активно
обсуждаемые и изучаемые:
перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
несовершенство учебных программ и технологий;
авторитарный стиль преподавания;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
недостаток двигательной активности учащихся;
неправильное питание учащихся;
несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
недостаточное финансирование школы.
Слайд 21Основные "школьные" факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Недостаточно обсуждаемые и
изучаемые:
недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья,
здоровьесберегающих технологий;
низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
неблагополучное состояние здоровья учителей;
недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
Слайд 22Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
- стрессовая
тактика авторитарной педагогики; -- интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа
и объема учебной нагрузки;
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Слайд 23Признаки переутомления
Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение
памяти и внимания;
Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость,
раздражительность и т.п.);
Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);
Снижение иммунитета.
Слайд 24Причины переутомления
учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить,
запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает
возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения;
невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;
неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели;
недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников;
обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у школьников, относящихся к типу «жаворонков».
Слайд 25Эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках
классу нужно позволять свободно волноваться, даже
- бурлить в тех пределах, которые служат для успеха учения.
Слайд 26Поддерживать ребенка – значит верить в него
Подлинная поддержка
должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон.
Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивать его промахи, подчеркивать временный характер его неудач, научить ребенка оптимизму, принимать индивидуальность ребенка, предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать эмпатию к нему, вносить юмор в отношении с учащимся.
Слайд 28Как закончить школу с золотой медалью без ущерба для здоровья?
Стоят
на уроке не только отвечающие и наказанные. За такими чудо-партами
ребята начального звена и азбуку учат и осанку не портят. "Конторки Базарного" позволяют ученикам осваивать материал в режиме динамических поз, по принципу телесной вертикали.
Ребята не весь урок находятся в одном таком статичном положении, а могут изменить свою позу, работая то сидя, то стоя.
Игры, физминутки, зарядки для глаз - обязательная часть урока.
Занятия на современных тренажерах - неотъемлемая часть уроков физкультуры. Хотя здесь не отказываются от традиционного бревна или коня.
Слайд 29Поддерживать ребенка –
значит верить в него