Слайд 2 Современный урок
как основа эффективного
и качественного образования.
«
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Ключевая роль на уроке принадлежит учителю, так как на уроке
дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни
в высокотехнологичном конкурентном мире.
Возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.
Урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Слайд 4Что же такое качество образования?
Качество образования –
это не только
РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и ПРОЦЕСС.
Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.
Слайд 5
В ходе современного урока ученики должны:
самостоятельно и критически мыслить;
видеть и
формировать проблему;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;
овладевать
навыками ИКТ-технологий.
Слайд 7В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится
к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать
что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.»
Так может и не стоит ничего менять?
Слайд 8Очень умный человек учится на ошибках других,
просто умный –
на своих,
а дурак не учится ни на чьих.
Народная мудрость
Слайд 9Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот
счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Слайд 10Как подготовить современный урок?
1. Сформулировать тему урока.
2.Сформулировать тему урока
3. Спланировать
учебный материал.
4. Продумать изюминку урока.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
6. Спланировать
контроль за деятельностью учащихся.
7.Подготовить оборудование для урока.
8. Продумать задание на дом.
9. Написать конспект урока.
Слайд 11Требования, предъявляемые к современному уроку
урок должен являться логической единицей темы,
иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и
содержанием.
строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя
должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности
нацелен на конкретные результаты
должен иметь рациональную структуру и темп.
изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной .
большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.
Слайд 12Требования, предъявляемые к современному уроку
эффективность современного урока предполагает и применение
современных технологий и ИКТ
должны применяться многообразные формы, методы и
средства.
Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока
урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой.
обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся
педагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет;
Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия.
для проведения урока необходима благоприятная обстановка
педагог проводит рефлексию урока и его самоанализ
урок проводится по плану, который является творческим документом учителя
Слайд 13
Основные компоненты
современного урока
1. Организационный – организация группы в течение
всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой
– постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Слайд 15Анкета «Стиль преподавания»
1. Если класс не приведен в порядок
1) моя реакция зависит
от ситуации 2) я не обращаю на это внимание
3) не могу начать
урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
Слайд 164.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от
ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда
5 Когда я вижу, что ученик
ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
Слайд 177.По- моему, в школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески 2) отсутствие
конфликтов 3) трудовая дисциплина
8 Я считаю , что учитель может
повысить голос на ученика
1) нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу
10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) нет 2) когда как 3) не знаю
Посчитайте, сколько у вас 1,2 и 3.
Слайд 18Если у Вас больше 1 , то это говорит о
демократическом стиле деятельности учителя
Демократический:
Учитель предоставляет возможность ученикам самостоятельно
принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
Слайд 19Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя
Попустительский:
Такой
педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям.
Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
Слайд 20Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога.
Авторитарный:
Учитель использует свои права, как правило, не считаясь
с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Слайд 22Рефлексия
перед вами ладошка.
каждый палец –это какая то позиция, по которой
необходимо высказать свое мнение.
большой –для меня это важно и интересно …
указательный-
я получил конкретные рекомендации…
средний- мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
мизинец- для меня было недостаточно…
Слайд 23Заключение
Любой урок – имеет
огромный потенциал для решения новых задач.
Неоспоримо одно: он должен
быть жизненным, одушевленным личностью педагога.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Слайд 24С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой преподавательской стезе….