Слайд 1Первый раз в первый класс
Худолеева альбина Андреевна
педагог – психолог
МБОУг.Иркутск СОШ№38
Слайд 2Готовность к школе
это не только набор определенных умений и
навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов
Слайд 3Психологическая готовность
Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная
Физическая готовность
Здоровье, моторика рук, движения,
возраст
Специальная готовность
Слайд 4Психологическая готовность
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения
школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Залог
быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года и успешное усвоение школьного материала.
Слайд 5Интеллектуальная готовность
Ориентировка ребенка в окружающем.
Запас знаний, усвоенных в системе.
Желание узнавать
новое, любознательность.
Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышления в соответствии с
возрастной нормой.
Смысловое запоминание.
Слайд 6Мотивационная готовность
То есть наличие у ребенка познавательных интересов:
любит книги;
любит
решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;
любознателен; задает много
вопросов.
Слайд 7Признаки познавательной активности
Ребенок занимается умственной деятельностью.
Предпочитает сам найти ответ на
загадку, вопрос.
Просит почитать книги, дослушивает до конца.
Положительно относится к занятиям,
связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.
Дожидается ответа на поставленный вопрос.
Слайд 8Личностная и социально-психологическая готовность
Принятие позиции школьника .
Потребность в общении.
Умение
подчиняться правилам и интересам группы.
Способность устанавливать отношения с другими
детьми.
Способность действовать совместно с другими детьми.
Слайд 9Волевая готовность
умение сдерживать и контролировать поведение.
Умение сознательно подчинять свои действия
правилу.
Умение ориентироваться на заданную систему требований.
Умение внимательно слушать говорящего и
точно выполнять задания.
Слайд 10Эмоционально-волевая готовность
Способность управлять своими эмоциями и поведением.
Умение организовывать рабочее место
и поддерживать порядок в нем
.Стремление преодолевать трудности.
Стремление к достижению результата
своей деятельности.
Слайд 11Коммуникативная готовность
Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с людьми: играть
и общаться с другими ребятами;
быть включенным в детский коллектив и
уметь жить по его законам;
общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Слайд 12Физическая готовность
Состояние здоровья.
Физическое развитие.
Развитие анализаторных систем.
Развитие мелких групп мышц.
Координация движений
в соответствии с возрастной нормой и готовность организма ребенка к
учебным нагрузкам.
Слайд 13Специальная готовность
чтение,
счет,
учебные умения
Слайд 14Действия учителя в тревожный адаптационный период:
снять тревожность, создать доброжелательную
атмосферу в классе;
познакомить детей друг с другом и классным
руководителем;
познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;
познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.
Слайд 15Динамика адаптационного периода первоклассников
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым
в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным
и понятым.
Слайд 16процесс адаптации первоклассника занимает 2 месяца
Слайд 17Адаптационный период проходит 5 этапов
первоклассник
Слайд 181 этап адаптационного периода
длительность: примерно 1 неделя
учитель ставит задачи
познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в
классе; дает возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества
Слайд 192 этап адаптационного периода
Работа над режимом дня школьника: ребята
вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером,
приходя из школы.
В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками
Слайд 203 этап адаптационного периода
Учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки
учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и
способы, как всего этого можно достичь.
Слайд 214 этап адаптационного периода
Этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил
и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не
он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников
Слайд 225 этап (заключительный) адаптационного периода
Ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают,
что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют
общественные поручения.
Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником "Посвящение в ученики".
Слайд 23Меняется социальная позиция ребенка:
он становится учеником.
Происходит смена ведущей деятельности.
Меняется
его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.
Проблема сдерживания
двигательной активности.
Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.