Разделы презентаций


Проблема насилия в отношении детей: виды, формы, последствия, оценка факторов риска

Содержание

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьмиВ России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города

Москвы

«Московский городской психолого-педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Проблема насилия в отношении детей:

виды, формы, последствия, оценка факторов риска

Шилина Ирина Борисовна,
д.и.н., профессор, декан факультета
«Социальная коммуникация» МГППУ

Москва, 2013

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«Московский городской психолого-педагогический университет»ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»Проблема насилия

Слайд 21.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
В

России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на

100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей.
Насилие – это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других.
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьмиВ России насилие в семье приводит к тому,

Слайд 31.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
Насилие

в семье может иметь различный вектор направленности:
со стороны мужа

по отношению к жене;
со стороны жены по отношению к мужу;
со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
со стороны старших детей по отношению младших;

со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам;
со стороны одних членов семь по отношению к другим.
В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьмиНасилие в семье может иметь различный вектор направленности:

Слайд 41.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

Слайд 51.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

Слайд 61.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

Слайд 71.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

Слайд 81.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми

Слайд 91.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
более

50 тысяч детей в России ежегодно убегают из дома, спасаясь

от жестокого обращения в семье;
более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей;
число беспризорных детей в России достигло 3-4 миллионов.
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьмиболее 50 тысяч детей в России ежегодно убегают

Слайд 101.2. Виды насилия в отношении детей
Различают четыре основных вида семейного

насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных

по степени тяжести формах.
1. Физическое насилие.
2. Психологическое (эмоциональное) насилие.
3. Пренебрежение основными нуждами ребенка.
4. Сексуальное насилие.
1.2. Виды насилия в отношении детейРазличают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может

Слайд 111. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями

или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные
1.2. Виды

насилия в отношении детей

нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.
Внешний вид:
множественные повреждения, имеющие специфический характер и различную степень давности;
задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей);
признаки плохого ухода.

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут

Слайд 12Основные типы травм:
- на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от

сигарет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков,

ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов.
- на голове: участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах.
- повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга.
- изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляющих веществ или медицинских препаратов.

1.2. Виды насилия в отношении детей

Основные типы травм:-	на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сигарет или от прижигания другими предметами, следы

Слайд 13Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
1.2.

Виды насилия в отношении детей
К прямым психологическим последствиям физического насилия

в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика.

Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 мес.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:1.2. Виды насилия в отношении детейК прямым психологическим

Слайд 141.2. Виды насилия в отношении детей
Возраст 6 месяцев -1,5 года:

боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость,

замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки.
Возраст 1,5 — 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.
1.2. Виды насилия в отношении детейВозраст 6 месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми,

Слайд 151.2. Виды насилия в отношении детей
Младший школьный возраст: стремление скрыть

причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей,

боязнь идти домой после школы.
Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка;
- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица;
1.2. Виды насилия в отношении детейМладший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость,

Слайд 161.2. Виды насилия в отношении детей
- обвинение в травмах самого

ребенка;
- неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее

преуменьшению или преувеличению;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в отношениях с ребенком;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки алкоголизма, психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбудимость, неадекватность).

1.2. Виды насилия в отношении детей- обвинение в травмах самого ребенка;- неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения,

Слайд 172. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие

родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению

самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.

1.2. Виды насилия в отношении детей

Формы психологического насилия:
Отвержение;
Терроризирование;
Изоляция;
Эксплуатация/развращение;
Игнорирование.

Проявлений психологического насилия – это эмоциональная депривация ребенка, лишение его возможности испытать подлинное чувство привязанности к родителям, защищенности, теплоты, глубокого общения.

2. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка,

Слайд 18Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое

насилие:
задержка физического и интеллектуального развития;
нервные тики;
сосание пальцев;
энурез;
печальный вид;
нарушение

аппетита;
нарушение сна;
соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).

1.2. Виды насилия в отношении детей

Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое насилие: задержка физического и интеллектуального развития; нервные

Слайд 19Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:
беспокойство;
тревожность;
склонность к

уединению;
подавленность;
агрессивность;
чрезмерная уступчивость и послушание;
заискивающее;
угодливое поведение;
побеги из дома;
угрозы и попытки суицида;
проблемы

в общении;
плохая успеваемость;
низкая самооценка.

1.2. Виды насилия в отношении детей

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию: беспокойство;тревожность;склонность к уединению;подавленность;агрессивность;чрезмерная уступчивость и послушание;заискивающее;угодливое поведение;побеги из дома;угрозы

Слайд 20Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психологическое насилие по

отношению к ребенку:
постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
нежелание поддержать ребенка или

утешить его, в тех случаях, когда он в этом нуждается;
отождествление ребенка с нелюбимым родственником;
перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи;
подверженность стереотипам о пользе жестких мер воспитания в отношении детей.

1.2. Виды насилия в отношении детей

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психологическое насилие по отношению к ребенку:	постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;	нежелание

Слайд 213. Пренебрежение основными нуждами ребенка – нежелание или неспособность родителей

или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребенка, в результате

чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.

1.2. Виды насилия в отношении детей

Под пренебрежение интересами и нуждами ребенка понимается:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

3. Пренебрежение основными нуждами ребенка – нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности

Слайд 221.2. Виды насилия в отношении детей
- оставление ребенка без присмотра, что

приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни

и здоровья последствиям;

- лишение ребенка должного внимания и заботы, в результате чего для ребенка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя или наркотиков, а так же совершение преступлений.

1.2. Виды насилия в отношении детей-	оставление ребенка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим,

Слайд 231.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие

заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
санитарно-гигиеническая запущенность;
низкая

масса тела, задержка роста;
общее отставание в физическом развитии;
задержка речевого и моторного развития;
утомленный вид;
сонливость;
опухшие веки;
обезвоживание организма (у грудничков);
педикулез;
неопрятная или неподходящая по сезону одежда;
хронические инфекции;
многократная госпитализация;
многократные повреждения от случайных травм или отравлений.
1.2. Виды насилия в отношении детейОсобенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и

Слайд 241.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности психического состояния и поведения

ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
испытывает

постоянный голод или жажду;
ворует пищу;
интенсивно привлекает к себе внимание других людей;
легко вступает в контакт с посторонними;
не по возрасту самостоятельный,;
имеет трудности в обучении;
низкую успеваемость;
проявляет агрессивность;
пассивность;
подавленность;
регрессивное поведение;
трудности общения;
занимается мастурбацией;
демонстрирует делинквентное поведение.
1.2. Виды насилия в отношении детейОсобенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его

Слайд 251.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности родителей и семей, допускающих

пренебрежение основными нуждами ребенка:
не получили в детстве опыта полноценной эмоциональной

близости с собственными родителями;
имеют неразвитые родительские чувства и родительские навыки (например, сами воспитывались в сиротских учреждениях);
игнорируют общепринятые нормы морали, считая ребенка своей собственностью;
злоупотребляют алкоголем или наркотиками;
имеют психические заболевания;
являются членами деструктивных сект.
1.2. Виды насилия в отношении детейОсобенности родителей и семей, допускающих пренебрежение основными нуждами ребенка:не получили в детстве

Слайд 264. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или

без такового в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной

незрелости, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

1.2. Виды насилия в отношении детей

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, опирающегося на авторитет или силу;
- не может полностью понимать, в силу своей функциональной незрелости, на что подталкивает его взрослый и поэтому его «согласие» на сексуальные отношения носит условный характер;

4. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в осознаваемые или неосознаваемые им,

Слайд 271.2. Виды насилия в отношении детей
- не может предвидеть все негативные

последствия сексуальных действий и тот вред, который будет причинен его

физическому, психологическому и социальному здоровью.

Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить сенсуальное насилие: повреждение генитальной, анальной или оральной области, ссадины, потертости, повторные или хронические инфекции мочеполовых путей, наличие заболеваний, передающихся половым путем, зуд в интимных местах тела, боль при мочеиспускании или дефекации, боли в животе, кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое положение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.
1.2. Виды насилия в отношении детей-	не может предвидеть все негативные последствия сексуальных действий и тот вред, который

Слайд 281.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности психического состояния и поведения

ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи,

регрессивное поведение, нервно-психические расстройства, открытая мастурбация, неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно

вырисованы интимные места тела, несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, имитация полового акта с куклами или игрушками, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

1.2. Виды насилия в отношении детейОсобенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:Дети дошкольного возраста:

Слайд 291.2. Виды насилия в отношении детей
Дети младшего школьного возраста: снижение

успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование на объятия и

поцелуи, ухудшение отношений со сверстниками, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное

поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.

1.2. Виды насилия в отношении детейДети младшего школьного возраста: снижение успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование

Слайд 301.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности поведения родителей или попечителей,

позволяющие заподозрить сексуальное насилие по отношению к ребенку:
демонстрация по отношению

к ребенку преувеличенно заботливого и опекающего отношения;
частые желания остаться с ребенком наедине;
нарочитое желание сопровождать ребенка во время гигиенических процедур, купания, переодевания;
желание телесного контакта с ребенком и нарушение его физических границ (усаживание на колени, целование в губы, сексуальные поглаживания, стремление спать на одной кровати и пр.);
проявление ревности к ребенку, ограничение его контактов с другими детьми и взрослыми;
обвинение ребенка в сексуальной провокации;
наличие у взрослого проблем с алкоголем или наркотиками.
1.2. Виды насилия в отношении детейОсобенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие по отношению к

Слайд 311.3. Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия
Группы

детей, наиболее подверженных насилию со стороны взрослых:
Дети-инвалиды с физическими или

умственными недостатками;
Дети с врожденными уродствами;
Дети, родившиеся в результате изнасилования или от случайной половой связи;
Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;
Дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности и родов;
Дети, которые были разлучены с матерью в течение первого года жизни;
1.3. Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилияГруппы детей, наиболее подверженных насилию со стороны взрослых:Дети-инвалиды

Слайд 32Дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей;
Нежеланные дети;
Нелюбимый ребенок в

семье;
Дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками;
1.3. Особенности физического и личностного

развития детей, повышающие риск насилия

Дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения - раздражительные, гиперактивные, агрессивные, импульсивные, со слабым контролем поведения и пр.;
Высокоодаренные или талантливые дети.

Дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей;Нежеланные дети;Нелюбимый ребенок в семье;Дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками;1.3. Особенности

Слайд 331.4. Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей
Опыт насилия в

детстве;
Особенности личности взрослого;
Особенности отношения к ребенку;
Низкий уровень развития социальных навыков;
Неразвитость

родительских навыков и чувств;
Психическое здоровье;
Ситуационные факторы.
1.4. Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителейОпыт насилия в детстве;Особенности личности взрослого;Особенности отношения к ребенку;Низкий уровень

Слайд 341.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные
Выраженность отдаленных последствий насилия в

развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов:
Характеристика насилия:
от кого исходило

насилие;
являлся ли ребенок прямым объектом насильственных действий или является свидетелем насилия в адрес значимых для него людей;
вид(ы) насилия, которым он подвергался;
длительность ситуации насилия;
частота насильственных действий и эпизодов;
степень тяжести насильственных действий;
особенности раскрытия факта насилия, в частности факта сексуального злоупотребления.
1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительныеВыраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов:Характеристика

Слайд 35Личностные особенности ребенка:
возраст ребенка;
уровень интеллектуального развития;
уровень самооценки;
устойчивость ребенка по отношению

к стрессу.
1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные
Действия социально-правовой системы:
возможность защиты

и доступность заботливого взрослого;
понимание специалистами характера насилия и его последствий для ребенка;
скоординированность и эффективность действия специалистов, призванных помочь ребенку и семье.
Личностные особенности ребенка:возраст ребенка;уровень интеллектуального развития;уровень самооценки;устойчивость ребенка по отношению к стрессу.1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительныеДействия

Слайд 36Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка:
1.5.

Последствия насилия: кратковременные и длительные
задержка физического, речевого или моторного развития;
физические

ранения и травмы;
нарушение действия и развития нервной и других жизненноважных систем организма;
появление неврозоподобной симптоматики (расстройства сна, аппетита, различные тики и пр.)
приобретение психосоматических заболеваний;
приобретений физических травм и увечий.
Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка:1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительныезадержка физического, речевого

Слайд 37Когнитивные последствия:
изменения в познавательной сфере и в системе представлений о

мире и о себе:
трудности концентрации внимания;
ухудшение памяти;
снижение успеваемости;
задержка интеллектуального развития;
формирование

искаженных (негативных или и иррациональных) представлений о себе и об окружающем мире.

1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные

Когнитивные последствия:изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе:трудности концентрации внимания;ухудшение памяти;снижение

Слайд 38Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и

в самовосприятии:
притупленность эмоций или взрывные реакции;
повышенная тревожность;
страхи;
приступы гнева и ярости;
чувство

вины, стыда, беспомощности;
агрессия в адрес других и себя;
неумение сопереживать;
психическое застывание, нечувствительность, пассивность.
неуверенность в своих силах;
снижение самооценки.

1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные

Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии:притупленность эмоций или взрывные реакции;повышенная тревожность;страхи;приступы

Слайд 39Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка:
1.5. Последствия

насилия: кратковременные и длительные
снижение успеваемости и проблемы с учебой;
самодеструктивное поведение;
агрессия

по отношению к людям и животным;
сексуализированное поведение;
«жертвенное» и зависимое поведение;
занятие проституцией;
правонарушения;
низкий социальный статус;
побеги из дома.
уход в наркоманию и алкоголизм;
суицидальные попытки.
Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка:1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительныеснижение успеваемости и проблемы

Слайд 40Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные

отношения:
тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного

образа себя;
сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности;
сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушенной самооценки;
воспроизведение и тиражирование насильственных отношений в собственных семья и с собственными детьми.

Среди отдаленных социальных последствий насилия на первый план выступают саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем.

1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные

Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения:тенденция к изоляции от социальных контактов из-за

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика