Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города
Москвы
«Московский городской психолого-педагогический университет»
ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Проблема насилия в отношении детей:
виды, формы, последствия, оценка факторов риска
Шилина Ирина Борисовна,
д.и.н., профессор, декан факультета
«Социальная коммуникация» МГППУ
Москва, 2013
Слайд 21.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
В
России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на
100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей.
Насилие – это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других.
Слайд 31.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
Насилие
в семье может иметь различный вектор направленности:
со стороны мужа
по отношению к жене;
со стороны жены по отношению к мужу;
со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
со стороны старших детей по отношению младших;
со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам;
со стороны одних членов семь по отношению к другим.
В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Слайд 41.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
Слайд 51.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
Слайд 61.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
Слайд 71.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
Слайд 81.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
Слайд 91.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми
более
50 тысяч детей в России ежегодно убегают из дома, спасаясь
от жестокого обращения в семье;
более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей;
число беспризорных детей в России достигло 3-4 миллионов.
Слайд 101.2. Виды насилия в отношении детей
Различают четыре основных вида семейного
насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных
по степени тяжести формах.
1. Физическое насилие.
2. Психологическое (эмоциональное) насилие.
3. Пренебрежение основными нуждами ребенка.
4. Сексуальное насилие.
Слайд 111. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями
или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные
1.2. Виды
насилия в отношении детей
нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.
Внешний вид:
множественные повреждения, имеющие специфический характер и различную степень давности;
задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей);
признаки плохого ухода.
Слайд 12Основные типы травм:
- на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от
сигарет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков,
ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов.
- на голове: участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах.
- повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга.
- изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляющих веществ или медицинских препаратов.
1.2. Виды насилия в отношении детей
Слайд 13Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
1.2.
Виды насилия в отношении детей
К прямым психологическим последствиям физического насилия
в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика.
Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 мес.
Слайд 141.2. Виды насилия в отношении детей
Возраст 6 месяцев -1,5 года:
боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость,
замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки.
Возраст 1,5 — 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.
Слайд 151.2. Виды насилия в отношении детей
Младший школьный возраст: стремление скрыть
причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей,
боязнь идти домой после школы.
Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка;
- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица;
Слайд 161.2. Виды насилия в отношении детей
- обвинение в травмах самого
ребенка;
- неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее
преуменьшению или преувеличению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в отношениях с ребенком;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки алкоголизма, психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбудимость, неадекватность).
Слайд 172. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие
родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению
самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.
1.2. Виды насилия в отношении детей
Формы психологического насилия:
Отвержение;
Терроризирование;
Изоляция;
Эксплуатация/развращение;
Игнорирование.
Проявлений психологического насилия – это эмоциональная депривация ребенка, лишение его возможности испытать подлинное чувство привязанности к родителям, защищенности, теплоты, глубокого общения.
Слайд 18Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое
насилие:
задержка физического и интеллектуального развития;
нервные тики;
сосание пальцев;
энурез;
печальный вид;
нарушение
аппетита;
нарушение сна;
соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).
1.2. Виды насилия в отношении детей
Слайд 19Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:
беспокойство;
тревожность;
склонность к
уединению;
подавленность;
агрессивность;
чрезмерная уступчивость и послушание;
заискивающее;
угодливое поведение;
побеги из дома;
угрозы и попытки суицида;
проблемы
в общении;
плохая успеваемость;
низкая самооценка.
1.2. Виды насилия в отношении детей
Слайд 20Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психологическое насилие по
отношению к ребенку:
постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
нежелание поддержать ребенка или
утешить его, в тех случаях, когда он в этом нуждается;
отождествление ребенка с нелюбимым родственником;
перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи;
подверженность стереотипам о пользе жестких мер воспитания в отношении детей.
1.2. Виды насилия в отношении детей
Слайд 213. Пренебрежение основными нуждами ребенка – нежелание или неспособность родителей
или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребенка, в результате
чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.
1.2. Виды насилия в отношении детей
Под пренебрежение интересами и нуждами ребенка понимается:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;
Слайд 221.2. Виды насилия в отношении детей
- оставление ребенка без присмотра, что
приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни
и здоровья последствиям;
- лишение ребенка должного внимания и заботы, в результате чего для ребенка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя или наркотиков, а так же совершение преступлений.
Слайд 231.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие
заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
санитарно-гигиеническая запущенность;
низкая
масса тела, задержка роста;
общее отставание в физическом развитии;
задержка речевого и моторного развития;
утомленный вид;
сонливость;
опухшие веки;
обезвоживание организма (у грудничков);
педикулез;
неопрятная или неподходящая по сезону одежда;
хронические инфекции;
многократная госпитализация;
многократные повреждения от случайных травм или отравлений.
Слайд 241.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности психического состояния и поведения
ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
испытывает
постоянный голод или жажду;
ворует пищу;
интенсивно привлекает к себе внимание других людей;
легко вступает в контакт с посторонними;
не по возрасту самостоятельный,;
имеет трудности в обучении;
низкую успеваемость;
проявляет агрессивность;
пассивность;
подавленность;
регрессивное поведение;
трудности общения;
занимается мастурбацией;
демонстрирует делинквентное поведение.
Слайд 251.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности родителей и семей, допускающих
пренебрежение основными нуждами ребенка:
не получили в детстве опыта полноценной эмоциональной
близости с собственными родителями;
имеют неразвитые родительские чувства и родительские навыки (например, сами воспитывались в сиротских учреждениях);
игнорируют общепринятые нормы морали, считая ребенка своей собственностью;
злоупотребляют алкоголем или наркотиками;
имеют психические заболевания;
являются членами деструктивных сект.
Слайд 264. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или
без такового в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной
незрелости, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
1.2. Виды насилия в отношении детей
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, опирающегося на авторитет или силу;
- не может полностью понимать, в силу своей функциональной незрелости, на что подталкивает его взрослый и поэтому его «согласие» на сексуальные отношения носит условный характер;
Слайд 271.2. Виды насилия в отношении детей
- не может предвидеть все негативные
последствия сексуальных действий и тот вред, который будет причинен его
физическому, психологическому и социальному здоровью.
Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить сенсуальное насилие: повреждение генитальной, анальной или оральной области, ссадины, потертости, повторные или хронические инфекции мочеполовых путей, наличие заболеваний, передающихся половым путем, зуд в интимных местах тела, боль при мочеиспускании или дефекации, боли в животе, кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое положение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.
Слайд 281.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности психического состояния и поведения
ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи,
регрессивное поведение, нервно-психические расстройства, открытая мастурбация, неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно
вырисованы интимные места тела, несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, имитация полового акта с куклами или игрушками, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.
Слайд 291.2. Виды насилия в отношении детей
Дети младшего школьного возраста: снижение
успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование на объятия и
поцелуи, ухудшение отношений со сверстниками, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное
поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.
Слайд 301.2. Виды насилия в отношении детей
Особенности поведения родителей или попечителей,
позволяющие заподозрить сексуальное насилие по отношению к ребенку:
демонстрация по отношению
к ребенку преувеличенно заботливого и опекающего отношения;
частые желания остаться с ребенком наедине;
нарочитое желание сопровождать ребенка во время гигиенических процедур, купания, переодевания;
желание телесного контакта с ребенком и нарушение его физических границ (усаживание на колени, целование в губы, сексуальные поглаживания, стремление спать на одной кровати и пр.);
проявление ревности к ребенку, ограничение его контактов с другими детьми и взрослыми;
обвинение ребенка в сексуальной провокации;
наличие у взрослого проблем с алкоголем или наркотиками.
Слайд 311.3. Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия
Группы
детей, наиболее подверженных насилию со стороны взрослых:
Дети-инвалиды с физическими или
умственными недостатками;
Дети с врожденными уродствами;
Дети, родившиеся в результате изнасилования или от случайной половой связи;
Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;
Дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности и родов;
Дети, которые были разлучены с матерью в течение первого года жизни;
Слайд 32Дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей;
Нежеланные дети;
Нелюбимый ребенок в
семье;
Дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками;
1.3. Особенности физического и личностного
развития детей, повышающие риск насилия
Дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения - раздражительные, гиперактивные, агрессивные, импульсивные, со слабым контролем поведения и пр.;
Высокоодаренные или талантливые дети.
Слайд 331.4. Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей
Опыт насилия в
детстве;
Особенности личности взрослого;
Особенности отношения к ребенку;
Низкий уровень развития социальных навыков;
Неразвитость
родительских навыков и чувств;
Психическое здоровье;
Ситуационные факторы.
Слайд 341.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные
Выраженность отдаленных последствий насилия в
развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов:
Характеристика насилия:
от кого исходило
насилие;
являлся ли ребенок прямым объектом насильственных действий или является свидетелем насилия в адрес значимых для него людей;
вид(ы) насилия, которым он подвергался;
длительность ситуации насилия;
частота насильственных действий и эпизодов;
степень тяжести насильственных действий;
особенности раскрытия факта насилия, в частности факта сексуального злоупотребления.
Слайд 35Личностные особенности ребенка:
возраст ребенка;
уровень интеллектуального развития;
уровень самооценки;
устойчивость ребенка по отношению
к стрессу.
1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные
Действия социально-правовой системы:
возможность защиты
и доступность заботливого взрослого;
понимание специалистами характера насилия и его последствий для ребенка;
скоординированность и эффективность действия специалистов, призванных помочь ребенку и семье.
Слайд 36Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка:
1.5.
Последствия насилия: кратковременные и длительные
задержка физического, речевого или моторного развития;
физические
ранения и травмы;
нарушение действия и развития нервной и других жизненноважных систем организма;
появление неврозоподобной симптоматики (расстройства сна, аппетита, различные тики и пр.)
приобретение психосоматических заболеваний;
приобретений физических травм и увечий.
Слайд 37Когнитивные последствия:
изменения в познавательной сфере и в системе представлений о
мире и о себе:
трудности концентрации внимания;
ухудшение памяти;
снижение успеваемости;
задержка интеллектуального развития;
формирование
искаженных (негативных или и иррациональных) представлений о себе и об окружающем мире.
1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные
Слайд 38Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и
в самовосприятии:
притупленность эмоций или взрывные реакции;
повышенная тревожность;
страхи;
приступы гнева и ярости;
чувство
вины, стыда, беспомощности;
агрессия в адрес других и себя;
неумение сопереживать;
психическое застывание, нечувствительность, пассивность.
неуверенность в своих силах;
снижение самооценки.
1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные
Слайд 39Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка:
1.5. Последствия
насилия: кратковременные и длительные
снижение успеваемости и проблемы с учебой;
самодеструктивное поведение;
агрессия
по отношению к людям и животным;
сексуализированное поведение;
«жертвенное» и зависимое поведение;
занятие проституцией;
правонарушения;
низкий социальный статус;
побеги из дома.
уход в наркоманию и алкоголизм;
суицидальные попытки.
Слайд 40Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные
отношения:
тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного
образа себя;
сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности;
сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушенной самооценки;
воспроизведение и тиражирование насильственных отношений в собственных семья и с собственными детьми.
Среди отдаленных социальных последствий насилия на первый план выступают саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем.
1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные