Слайд 1Выпускная аттестационная работа
на тему:
«Психологические особенности личности агрессивных подростков»
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НОЦ
«Развитие личности в контексте культуры и образования»
Слайд 2Актуальность
Проблема агрессии одна из самых значительных проблем современной психологии.
Вопросы,
связанные с человеческой агрессией, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие
чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессии одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Слайд 3Основные понятия
Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией,
какие действия квалифицировать как агрессивные. Первое положение: агрессия – это
любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение, агрессия – это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения
Слайд 4Объект исследования: агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных
подростков.
Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать
программу коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.
Исследование проводилось в МБОУ Митякинской СОШ, Тарасовского района, Ростовской области.
Испытуемые: учащиеся восьмого класса – 9 человек, из них девочек – 2 человека, мальчиков – 7 человек.
Слайд 5Гипотезы исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей
личности и уровнем их проявления у конкретного человека.
Методы исследования: наблюдение,
беседа, методики, направленные на изучение уровня агрессивности, диагностику общего психоэмоционального состояния (опросник Басса – Дарки, FPI).
Слайд 6Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Подготовительный этап: беседа с администрацией,
учителями, учащимися школы, подбор методик.
2. Констатирующий этап: подготовка к диагностическому
обследованию, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов, формирование коррекционной группы, описание психологических особенностей личности агрессивных подростков.
3. Разработка и реализация коррекционной программы.
4. Контрольный этап: диагностика уровня сформированности особенностей личности агрессивных подростков.
Слайд 7
2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков.
Для диагностики
психологических особенностей личности агрессивных подростков мной были использованы комплексные психодиагностические
методики Басса-Дарки и FPI (многофакторный личностный опросник).
Цель методики Басса-Дарки: выявление подростков, склонных к агрессивному поведению. Оценка результатов: опросник выявляет агрессивные и враждебные реакции. Норма агрессивности: 21 ±4; норма враждебности: 7±3.
Цель методики FPI: исследования уровня развития психологических особенностей личности. Оценка результатов: оценки уровня развития обследуемых качеств осуществляются на основе таблицы шкал, и их результаты определяются как высокие: 9-7, средние: 6-4, низкие: 1-3.
Слайд 8
Результаты диагностики по тесту Басса – Дарки.
Уровни агрессивного поведения
подростков.
Слайд 9
Результаты диагностики по тесту FPI.
Психологические особенности подростков.
Слайд 10
3. Общая характеристика программы психологической коррекции
особенностей личности агрессивных подростков.
Для коррекции
психологических особенностей личности агрессивных подростков мной была разработана психокоррекционная программа
«Познай себя», состоящая из 16 занятий. Программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов: Анн Л., Битянова М.Р., Грецов А., Матвеев Б.Р., Семенюк Л.М., Фопель К., Фурманов И.А.
Основной целью программы является коррекция психологических особенностей личности подростков.
Срок реализации программы: сентябрь-октябрь 2012 года.
Занятия проводились 3 раза в неделю. Длительность одного занятия – от 40 до 60 мин., в зависимости от эмоционального настроя участников, степени вовлечения в процесс, проработанности эмоциональных проблем, более конкретных задач каждого занятия.
Слайд 11
Цели работы с подростками.
Коррекционная работа с подростками направлена на достижение
следующих целей:
* Развитие самосознания и способностей к самоанализу для предупреждения
правонарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.
* Стимулирование процесса личностного развития, реализация творческого личностного потенциала, достижение оптимального уровня жизнедеятельности.
* Формирование и принятие позитивных жизненных целей, развитие мотивации к их достижению.
Слайд 12
Структура занятий.
Каждое занятие выстроено по общему плану:
Приветствие
Разминка
Упражнения
Групповые дискуссии и ролевые
игры
Информационная часть
Рефлексия
Слайд 13
Ожидаемые результаты работы с подростками.
Критериями эффективности проведенных занятий будут выступать
следующие изменения:
Снижение уровня тревожности, эмоционального напряжения и агрессивности.
Формирование адекватной самооценки.
Повышение
ответственности подростков за собственные поступки.
Развитие способности к самоанализу и контролю поведения.
Формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению.
Формирование у подростков моральных представлений.
Раскрытие творческого потенциала подростков и актуализация стремления к его реализации.
Снижение риска правонарушений, направленных на самоутверждение.
Слайд 14
4. Диагностика уровня сформированности психологических особенностей личности агрессивных подростков.
Результаты диагностики
по тесту Басса – Дарки.
Слайд 15Результаты диагностики по тесту FPI.
Слайд 16
Выводы.
Агрессия – это комплексное образование. Агрессивное поведение подростка обусловлено определенным
набором психологических особенностей личности, уровнями их проявления у человека.
Разработанная мной
психокоррекционная программа позволила целенаправленно воздействовать на психологические особенности
агрессивных подростков и проводить эффективную коррекцию.
Апробирование психокоррекционной программы прошло успешно, благодаря ее применению были снижены показатели: спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость; повешены следующие показатели: общительность, недостаточная саморегуляция. Уровень агрессии учащихся снизился до адекватного.
Таким образом, можно сказать, что выделенные в теоретическом анализе психологические особенности агрессивных подростков и разработанная мной психокоррекционная программа способствовали оптимизации уровня этих особенностей и снижению уровня агрессивного поведения.
Слайд 17
Заключение.
Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки
устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной,
как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.
Проанализировав теоретические источники, рассмотрев различные подходы к определению агрессии, причин ее возникновения и объяснению агрессивного поведения, можно сделать вывод, что не существует единого мнения на определение агрессии и причин ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, но позволяет объяснить определенный аспект проблемы, выделяя свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Слайд 18 Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью,
может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый возраст связан с
целым комплексом изменений: половое созревание, половая идентификация. Главная черта – личностная нестабильность. Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения. Среди личностных особенностей – формирование чувства взрослости и «Я - концепции». Причинами агрессивности выступают личностные особенности подростка- темперамент, характер, конфликтность; экономическая, социальная обстановка в стране; нарушение эмоциональных связей в семье; характер и условия семейного воспитания, окружение подростка.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.
Слайд 19
Список использованной литературы.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург. 1999.
2.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
3. Бандура А.,
Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
4. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб., 2002.
5. Бэрон Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер». 1997. – с. 18.
6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. -М.: Изд-во «Педагогика».1991.
7. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.
8. Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина. - М.: 1991
9. Лоренц, К. Агрессия. - М.: 1994. – с.56.
10. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. СПб.: Речь, 2005.
11. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
12. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль. //Вопросы психологии 1992 №5-6
13. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
14. Фопель К. Психологические игры и упражнения. М., 2001.
15. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности, - М.: 1994.
16. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: 1996.
17. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: 1996. –с. 244.