Слайд 1Педагогическая технология «Деловой игры» на уроках математики
Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинг
МБОУ «СОШ № 14» г.Братск, Иркутская обл.
Калюк Галина Руслановна , руководитель ШМО математики
Слайд 2Цели:
Знакомство с инновационными технологиями- «Деловая игра»
Повышение качества проведения учебных занятий
на основе внедрения новых технологий
Слайд 3Понятие и сущность педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон
прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и
употреблении существуют большие разночтения.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
(Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Слайд 4Мария Мироновна
Бирштейн
(1902-1992)
В 1992 году в возрасте 90 лет
погибла в автокатастрофе
автор первой деловой игры.
Слайд 5Лев Семёнович Выготский
(1896 -1934) виднейший психолог XXвека
технология «Деловая игра»
как «метод имитации» (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных
ситуациях по заданным или выработанным самими участниками игры правилам.
ДИ дает возможность учащимся «прожить» некоторое время в изучаемой ситуации.
Слайд 6Селевко Герман Константинович
Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук
Слайд 7Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения
и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены
в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Слайд 10 Прием «Найди соответствия»
Прием «Перекрестная дискуссия»
Приём «Тонкие» и
«толстые» вопросы
Слайд 11Технология деловой игры
Этап подготовки
Разработка игры
разработка сценария
план деловой игры
общее описание игры
содержание
инструктажа
подготовка материального обеспечения
Слайд 12Технология деловой игры
Этап подготовки
Ввод в игру
постановка проблемы, целей
условия, инструктаж
регламент, правила
распределение
ролей
формирование групп
консультации
Слайд 13Технология деловой игры
Этап проведения
Групповая работа над заданием
работа с источниками
тренинг
мозговой штурм
Межгрупповая дискуссия
выступления групп
защита результатов
правила дискуссии
работа экспертов
Слайд 14Технология деловой игры
Этап анализа и обобщения
вывод из игры
анализ, рефлексия
оценка и
самооценка работы
выводы и обобщения
рекомендации
Слайд 15Рефлексия
Письменная форма
Устная форма
Эссе
Бортовой
журнал
Опорная
схема
Синквейн
Диалог
Перекрёстная
дискуссия
Дискуссия
«Совместный
поиск»
Слайд 16Применение технологии
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу
на уроке
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся
- позволяют индивидуализировать
процесс обучения
- повышают интерес к урокам математики
- активизируют познавательную деятельность учащихся
-развивают творческий потенциал учащихся
- позволяют провести современный урок.
Слайд 17Плюсы технологии
повышается мотивация, эмоциональная насыщенность
подготовка к профессиональной деятельности, формируются
умения, т.е. дети учатся применять свои знания на практике;
способствует закреплению
знаний;
достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.
обучаемые знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.
формируется сознание принадлежности коллективу, формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам.
развиваются логическое мышление, совершенствуется речь.
Слайд 18Минусы технологии
высокая трудоемкость подготовки к занятию (для учителя);
неподготовленность учителей
к разработке и проведению деловых игр;
большая «энергозатратность» для учителя в
процессе занятия, так как он должен быть одновременно и актером и режиссером в течение всей игры;
неподготовленность обучающихся к работе с использованием деловой игры
Слайд 19Функции деловых игр
Обучения (развитие памяти, внимания, общеучебных умений и навыков
Развлекательная
(создание благоприятной атмосферы)
Коммуникативная
Релаксационная
Психотехническая
Слайд 20Формы ДИ
«Ученый (научный) совет» или «Научно – практическая конференция».
«Строитель», «Банкир»,
«Конструктор»
«Биржа», «Фирма» (выполнение фирмой заказа), «Магазин», «Путешествие».
Слайд 22Литература
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
Шуба
М.Ю. Занимательные игры в обучении математике. Москва: Просвещение, 1995г.
Выготский Л.
С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Просвещение, 1998.
Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 1991.— 320 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Владос-пресс.