Слайд 1Формирование навыка оптимального чтения у учеников 1-4 классов с использованием
приемов динамического чтения.
Подготовила
Костенко Светлана Ивановна
учитель начальных классов
МБОУСОШ №9 х.
Гречаная Балка
Слайд 2«динамическим чтением» - это умение человека не только быстро читать,
но и интенсивно мыслить, глубже понимать и прочнее усваивать информацию.
Слайд 3Суть методики динамического чтения сводится к тому, что путем многократного
творческого повторения различных упражнений, нацеленных на воспитание внимания, организацию памяти,
развитие фантазии и воображения, активизации мыслительной деятельности, вырабатываются рациональные навыки и умения работы с текстом. Человек учится из потока воспринимаемой информации точно и экономно отбирать необходимое, осмысливать и усваивать.
Слайд 4Причины медленного чтения:
«звуковой барьер» - проговаривание текста про себя, так
называемая артикуляция, когда при произнесении звука работают речедвигательные органы (гортань,
язык, зубы, губы); при проговаривании глаз долго задерживается на одном слове, хотя он способен моментально фотографировать целые комплексы графической информации;
малое поле зрения (возвращение назад, к прочитанному);
недостаточная мобилизация внимания;
пассивность памяти;
вялый механизм мыслительной деятельности, отсутствие навыков предвосхищения (смысловой догадки).
Слайд 5Нужно сделать уроки чтения интересными, увлекательными:
подбирать разнообразные упражнения, развивающие
оперативную память,
устойчивость внимания, расширяющие поле зрения, активизирующие мыслительную деятельность;
использовать разные виды чтения - вслух, жужжащее чтение, про себя с подавлением артикуляции, чтение «по кочкам», «на буксире», в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
В конце каждого урока чтения необходимо оставлять 3-4 минуты для самозамера скорости чтения: ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник.
Важно помнить, что быстро читают те ученики, которые читают много. Использовать в течение каждого урока 5 минут для чтения.
Слайд 61. Для расширения «поля чтения»
лес завод
час месяц
товарищ пенсионер
тетрадь тяжеловоз
Слайд 72. Упражнение на развитие артикуляции
Добры бобры идут в боры.
Сыпь песочек
в желтенький черепочек.
На болоте на лугу стоит миска творогу. Прилетели
две тетери, поклевали - улетели.
Слайд 81. Артикуляционная гимнастика:
произнесение гласных по образцу: Г, ГГ, ГГГ
(до пяти составляющих);
произнесение согласных в сочетании с гласными по
образцу: СГ, ГС, ГСГ, ССГ
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
еу ад аж ай ам ап ар ах! ей ел ем
ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эх!
Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр
Слайд 9Чтение трехбуквенных сочетаний и слов
ага
бай сам шар
пах
аут баз бык бэр вон
выя дар дом бей ели
ему зея сею уже зал
ива тик хил зим лиф
тих бия кар лих люк
ляп миф мул мыс мэр
Слайд 10Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова
Влип
враз врач вред
все втуз
Где глуп граф грач грех гриф
Джаз дни дней дров друг ждал
Жрец звон злой знак зной клев
Фразы для чтения:
Класс встал у парт. Мой друг щедр.
Слайд 11Чтение наиболее трудных однослоговых слов
Вверх взмах
взнос
взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пестр пункт склад
Смысл спорт столб страж треск
Слайд 122. Упражнения для развития четкости произношения:
а) предложения со звукопроизносительным продолжением
гласных стихотворная форма);
б) слоговое произношение с последующим проговариванием предложения
(стихотворная форма);
в)
чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями звуков типа
орка – орца
орта – орга
г) чтение слов с разным начальным содержанием;
д) чтение труднопроизносимых слов;
Слайд 13Работа над скороговорками
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Летели
три вороны, черны, пестроголовы.
Три вороны на воротах, три сороки на
пороге.
«С разбега»
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
шли три попа, три Прокопия попа, Прокопьевича шли
шли, вдруг перед ними река широка, как Ока, да не Ока.
А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе,
копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы,
рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы.
У страха глаза велики – пуганая ворона куста боится.
Слайд 141. Упражнение на определение лишних букв, слогов, слов:
а, у, р,
о, ы;
ма, ра, ла, ны, са;
речка, река, ручей, ручка, ручеек.
2.
Упражнения на определение, что в словах общего и чем они различаются:
мел – мель,
мал – мял,
чистота – частота,
девушка – дедушка.
Слайд 153. Какие слова спрятались?
а) «Обратное» чтение: ецнлос, ансев, цясем.
б) «Три
в одном»:
бродия, мешоколад, сарайон.
Слайд 16
4.Чтение согласных(гласных) по таблицам:
а) Учащиеся делают глубокий вдох
и на выдохе читают 15 согласных одного ряда;
б) используя данные
таблицы согласных, учащиеся читают первый ряд
с одним гласным, второй – с другими
А, о, у, ы, и, э
Слайд 171. Чтение слогов по треугольнику.
а) Учащиеся смотрят на звездочку и
читают слоги:
Слайд 18б) Учащиеся смотрят на цифру 1 и читают слоги:
Слайд 192. Чтение слов по треугольнику.
Учащиеся смотрят на звездочку и читают
слова:
Слайд 20 Чтение букв (слов) по квадрату. Учащиеся фиксируют внимание на
заштрихованном квадрате и называют буквы, не отводя взгляда от центра.
Слайд 213. Расширение словарного запаса достигается путем игры в «рифму»
природа—погода-сода—мода—свобода—порода—колода—ода
или игры
«Доскажи словечко»:
Прыгал птенчик по дорожке.
И клевал большие ... (крошки)
Слайд 224. Упражнения, регламентирующие темп и слогочтение .
Самая маленькая птичка
- колибри. Она размером с бабочку.
Самое большое животное на земле
- слон. Он достигает в высоту трех метров.
Крошечная птичка и огромный слон живут в теплых странах.
Задание: прочитайте первое предложение, громко проговаривая слова; далее - шепотом, далее - про себя, стараясь читать только глазами, прижав к губам указательный палец, чтобы исключить артикуляцию.
Затем прочитать текст хором, по группам, с целью выравнивания темпа чтения в классе.
Слайд 235. Развитие мыслительной деятельности.
Игра «слова рассыпались». Предлагается собрать слова:
ЙВО (вой) РУОТ (утро) ИЛА (лай) ЕНОБ (небо) АБЛ (бал)
Составь
пословицы на основе следующих «рассыпанных слов»:
плох, книга, да, хороша, чтец.
Решение: Хороша книга, да плох чтец.
Слайд 246. Чтение «по кочкам» - расширяет горизонтальное поле .
«Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, и ему
все еще хотелось есть». Читаем, делая скачок глазами, через слово, при этом
увеличивается скорость движения глаз, увеличивается поле восприятия информации.
Слайд 257. Чтение с максимальной скоростью слов в орфографическом словаре, стремясь
их распознавать как можно быстрее.
8. Чтение с установкой на скорость.
Прочитайте в течение пяти минут с максимальной скоростью и без пропусков какую-то часть текста. После чтения устно воспроизведите его основное содержание.
Слайд 269. «Экспресс-сочинения» активизируют словарный запас, развивают речь, приучают выполнять любую работу,
даже творческую, в установленный срок.
Даются 10 слов, обычно существительных, никак
между собой не связанных. На их основе с использованием любых других слов следует написать короткое сочинение, грустное или смешное, за определенное время, (до 5 минут).
Слайд 2710. Игры для активизации словарного запаса превращении одного слова в
другое путем замены в нем только одной буквы:
а) марка — маска
— каска — качка — кочка — почка — почта;
б) лес — лев — лов — лоб — боб — бор;
Слайд 28Эффективны упражнения, предложенные М.О. Омороковой: «Губы», «Угадай», «Финиш», «Фотоглаз», «Буксир»,
«Молния».
Для достижения совершенствования техники чтения в своей работе я использую
упражнения этих педагогов.
«Финиш» - дети как можно быстрее читают молча текст до определенного слова или словосочетания. Сознательность чтения проверяется с помощью контрольных вопросов по содержанию прочитанного. Упражнение используется для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию.
«Фотоглаз» - обучающиеся должны найти заданное слово среди тех, которые демонстрируются. Упражнение развивает фиксационное поле.
«Буксир» - Учитель громко читает текст вслух, изменяя скорость от 80 до 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Упражнение развивает скорость и гибкость чтения.
«Молния» - чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной для обучающегося скорости.