Слайд 1Районный семинар
Тема: «Адаптация учащихся первых, пятых и десятых классов».
Слайд 3Школьная адаптация
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой
сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное
сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации».
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Длится 5-6 недель.
Слайд 4Основные показатели социально-психологической адаптации:
Слайд 5 Формирование
«внутренней позиции школьника»
Стремление ребенка занять новое социальное положение
ведет к образованию его внутренней позиции. Готовый к школе ребенок
хочет учиться, так как сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника».
Слайд 6Формирование адекватного поведения.
Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к
своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
Слайд 7Овладение навыками учебной деятельности.
Овладение навыками учебной деятельности предполагает наличие у
ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и
расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Слайд 8Установление адекватных форм межличностных взаимоотношений в системах «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель».
Овладение навыками учебной деятельности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Слайд 9Трудности школьной адаптации.
Слайд 10Трудности, с которыми сталкиваются школьники в период адаптации.
Слайд 11Примеры сложной адаптации детей из опыта работы…(имена изменены)
Аиша – 5
«Б» класс
Поступил запрос от родителей .На протяжении месяца каждый
день ребенок плачет, говорит, что уроки очень сложные, учителя чужие, что она очень скучает по первому учителю.
Александр – 1 «А»
Если что-то не получается начинает плакать. Замыкается в себе.
Дарья 1 «В»
позиция «Я-ученик» сформирована, но присутствует психологическое и физическое напряжение, неблагоприятное эмоциональное состояние, отсутствие усидчивости, быстрое переключение внимания, импульсивность, полнейшее отсутствие дисциплины.
Владимир– 5 а
Мальчик-сирота из интерната. Подвергался буллингу со стороны одноклассников. Ежедневно плакал по этой причине.
Алишер- 1 Б
Абсолютная дезорганизация . Ребенок очень способный. Быстрее всех в классе справляется с материалом. С учителями разговаривает на «ты». Искренне не понимает, когда его поправляют.
Динара- 5 Б
Девочка боится урока литературы из-за плохой техники чтения.
Амир– 1 В
Очень способный ребенок. Смотрит на одноклассников свысока. В случае конфликта агрессивен и импульсивен. С легкостью может организовать драку.
Слайд 131 класс
Методика «Школа зверей»
Методика «Нарисуй школу »
Методика «Дерево»
Слайд 145 класс
Экспресс диагностика тревожности пятиклассников
2. Методика «Цветные письма»
3. «Открытое
письмо родителям»
4. Диагностика уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Слайд 1610 класс
Диагностика тревожности Спилбергера-Ханина
2. Диагностика проф.ориентации Соломина
Слайд 17Диагностика профессиональной направленности
Слайд 18Применение игр и упражнений для успешной адаптации
Поздороваться
неординарным способом
Скульптура и художник
Две
правды, одна ложь
Смена позиции
Ветер дует на того
Похвали себя
Работа с МАК (все звенья)
Лягушка
Слайд 19Физ.минутки для малышей
1. Банан
2.Если весело живется, сделай так…