Слайд 1ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НИМИ.
Уразалиева Сурия Канатовна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Рассвет» Наримановского
района
Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДАРЁННОСТЬ» И «ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»
Одаренность - это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком
более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Слайд 3 ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК -
это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 4ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ.
Слайд 5ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ:
интеллектуальная
академическая
творческая
социальная
художественная
психомоторная
Слайд 6ПРИЗНАКИ ОДАРЁННОСТИ
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка,
которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены
на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Слайд 7ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения
и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и
охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Слайд 8МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЁННОСТИ
Слайд 9ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
перфекционизм
самооценка
ответственность за поступки и их последствия
повышенная впечатлительность
независимость
(автономность)
лидерство
соревновательность
особенность эмоционального развития
Слайд 10ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМ УЧЕНИКОМ
Личность учителя является ведущим фактором любого
обучения.
Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают
демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагирования на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя
Слайд 11
это личности, имеющие выраженное стремление к доминированию, разнообразные интересы, гибкость
и критичность мышления, высокий контроль поведения, отсутствие фрустрированности. Они эмоционально
чувствительны, у них ярко выражено художественное восприятие мира.
богатство внутреннего мира, внутреннее напряжение, неординарное мировоззрение, творческая одарённость, активность, низкий уровень фрустрированности. Они чаще подвержены депрессиям.
Одарённые мальчики -
Одарённые девочки
Слайд 12ПРОБЛЕМЫ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Целый ряд психологических
исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом
гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.
Наиболее часто встречаются проблемы:
- общения, социального поведения,
- дислексия - слабое развитие речи
- эмоционального развития,
- дисинхронизация развития
- физического развития,
- саморегуляции,
- отсутствие творческих проявлений,
- трудность профессиональной ориентации,
- дезадаптации
Слайд 13 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00034372_0.html
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://pedsovet.org/forum/
http://www.proshkolu.ru/user/Yakupova111/blog/42147/