Разделы презентаций


Подход к воспитанию в современной отечественной педагогике

Содержание

Педагогическая теория — своеобразная стратегия педагогической деятельности: она «отслеживает» изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подход к воспитанию
в современной отечественной педагогике

Подход к воспитанию в современной отечественной педагогике

Слайд 2Педагогическая теория — своеобразная стратегия педагогической деятельности: она «отслеживает» изменения

в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных

воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе.

Привычные и фундаментальные теории
«рассыпаются» в современной социокультурной ситуации, уступают место новым теоретическим концепциям, определяющим новые подходы к воспитанию.
Педагогическая теория — своеобразная стратегия педагогической деятельности: она «отслеживает» изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает

Слайд 3В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определённо оформились

такие подходы:

формирующий
культурологический
синергетический
социализирующий
герменевтический
аксиологический
антропологический
психотерапевтический


В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определённо оформились такие подходы:формирующийкультурологический синергетическийсоциализирующий герменевтический аксиологический антропологический психотерапевтический

Слайд 4Формирующий подход
(И.З.Гликман, А.И.Кочетов, Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов)
Сторонников этого подхода

отличает безграничная убежденность в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка

напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействуя словом, примером, делом.
Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели:
«показать образец» — «объяснить» — «упражнять».
Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные. Именно поэтому в поведенческой модели воспитания так важны оценки в баллах, очки, соревнования.
Формирующий подход (И.З.Гликман, А.И.Кочетов, Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов) Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в том, что будущая яркая

Слайд 5Культурологический подход
(О.С. Газман, А.В.Иванов, Н.Б. Крылова)
Сторонников культурологического подхода отличает

отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Главное — взаимодействие,

взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание — это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка.

Сторонники культурологического подхода считают центральной фигурой образования, его главным действующим субъектом самого ребенка. За ребенком утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить».

Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) ребенка в рамках его проблем. Педагог-фасилитатор не позволяет себе прямо организовывать деятельность и общение детей, контролировать и оценивать их поступки, управлять их поведением. В своей деятельности фасилитатор реализует понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, свой открытый личностный интерес к нему.
Культурологический подход (О.С. Газман, А.В.Иванов, Н.Б. Крылова)Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического

Слайд 6Синергетический подход
(В.А.Игнатова, С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелева)
Этот

подход к воспитанию сложился на основе теории
самоорганизации сложных систем.
Синергетика

- наука, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой.

Характерная особенность синергетического подхода к воспитанию — признание возможности нескольких путей преобразования личности и выхода из критической, неустойчивой воспитательной ситуации скачком.

Синергетический взгляд на воспитание объясняет феноменальную природу «метода взрыва». Если воспитательное взаимодействие находится вдали от точки бифуркации (выбора), то происходит чисто внешнее, количественное изменение поведения и деятельности воспитанников.
Синергетический подход (В.А.Игнатова, С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелева) Этот подход к воспитанию сложился на основе теории

Слайд 7Социализирующий подход
(В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая)
Представляет воспитание как многомерную и

открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные

социальные источники.
Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения.



Социализирующий подход(В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая)Представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника

Слайд 8Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является «социальное воспитание».
Современные

сторонники социального воспитания не имеют единого определения этого понятия, а

оперируют такими формулировками:

— воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни;

— целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;

— педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения и деятельности;

— педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);

— педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе;

— педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.
Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является «социальное воспитание». Современные сторонники социального воспитания не имеют единого определения

Слайд 9В рамках социализирующего подхода активно разрабатываются также новые ценностные установки

образовательной политики современной России:

- сотрудничество государственных институтов образования и семьи;

-

обогащение воспитательных возможностей школьного сообщества;

- обеспечение гармоничного соотношения социализации и индивидуализации в процессе воспитания;

- создание образа мира как результата совместной деятельности и общения взрослых и детей;

- организация практики социальной деятельности школьников, их социального творчества;

- развитие у школьников опыта самоуправления, нормотворчества, гражданской инициативы.
В рамках социализирующего подхода активно разрабатываются также новые ценностные установки образовательной политики современной России:- сотрудничество государственных институтов

Слайд 10Герменевтический подход (А.Ф. Закирова, В.П.Зинченко, Ю.В. Сенько, И.И.Сулима)
С позиций герменевтики,

воспитание — это обращение к психическому опыту субъекта, к его

«жизненному миру», который проявляется как переживание.
Иными словами, человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе. Поэтому
переживания ребенка — главный предмет деятельности воспитателя.

Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя.
Герменевтический подход (А.Ф. Закирова, В.П.Зинченко, Ю.В. Сенько, И.И.Сулима)С позиций герменевтики, воспитание — это обращение к психическому опыту

Слайд 11Аксиологический подход
(В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н.

Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург)
Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно

важно понимание того, что мир ценностей объективен, это — сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества.

Аксиологический подход (В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург)Для воспитания в рамках

Слайд 12Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей.

Он включает несколько этапов:

• предъявление ценности в реальных условиях воспитания;

ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности;

• выявление смысла ценности и ее значения;

• принятие осознанной ценности;

• включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников;

• закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.
Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей. Он включает несколько этапов:• предъявление ценности в

Слайд 13Антропологический подход (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.Б.Куликов, Л.М.Лузина, В.И.Максакова)
Воспитание с

позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека,

как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека — потребность в воспитании.

Антропологический подход (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.Б.Куликов, Л.М.Лузина, В.И.Максакова)Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс,

Слайд 14Антропологическая воспитательная система строится с учетом следующих условий:
— открытая постановка

гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечности, доверия, благодарности, терпимости);
— специальное

внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта здорового образа жизни и безопасного поведения;
— постоянная педагогическая диагностика, изучение, в первую очередь, природных задатков, внутренних предпосылок дарований и способностей детей;
— организация воспитательного процесса с учетом специфики ведущих видов деятельности в конкретном возрастном периоде;
— обеспечение самоопределения личности каждого воспитанника в деятельности (преодоление трудностей, проявление инициативы и ответственности);
— природосообразные, ненасильственные методы, использование «здоровьесберегающей технологии» воспитания.
Антропологическая воспитательная система строится с учетом следующих условий:— открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечности, доверия,

Слайд 15Психотерапевтический подход (В.М.Букатов, Н.П.Капустин, В.П.Кащенко, Л.Д.Лебедева, Т.А.Стефановская)
Воспитание в современной педагогике

все чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в проблемную

ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее воздействие на детей и помогают им перестраивать эмоциональные переживания, снимают физическое и психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости.
Психотерапевтический подход (В.М.Букатов, Н.П.Капустин, В.П.Кащенко, Л.Д.Лебедева, Т.А.Стефановская)Воспитание в современной педагогике все чаще рассматривается как оказание помощи детям,

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика