Слайд 1Подготовила:
учитель географии
МОУ «Меловская ООШ»
Бочковская А.Г.
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении
географии
Слайд 2Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение
способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет
умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у обучающихся теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.
Слайд 3
Причины, в силу которых необходимо введение в школе системно -
деятельностного подхода в обучении.
Жизнь меняется быстро, и ни учитель, ни
родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем.
Отсюда возникает необходимость обучаться и развиваться в течение всей жизни.
Слайд 4Системно-деятельностный подход
– это метод обучения, при котором обучающийся не получает
знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе
собственной учебно-познавательной деятельности.
Слайд 5Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не
выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.
Деятельностный подход
Слайд 6- учёт интересов учащихся;
- учение через обучения мысли и действию;
-
познание и знание – следствие преодоления трудностей;
- свободная творческая работа
и сотрудничество
Основные принципы системы, используемой в практике через деятельность:
Слайд 7При этом выделяются три главных объекта:
1) деятельность обучаемых;
2) деятельность обучающих;
3) взаимодействие деятельностей обучаемого и обучающего.
Слайд 8Учебная деятельность включает в себя систему деятельностных шагов, называемой технологией
деятельностного метода обучения:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2. Актуализация и
фиксирование им индивидуального затруднения в пробном действии;
3. Выявление места и причины затруднения;
4. Построение проекта выхода из затруднения;
5. Реализация построенного проекта;
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8. Включение в систему знаний и повторение;
9. Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 9Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации системно-деятельностного
подхода при обучении географии
Задания, для организации практических и самостоятельных работ:
Приведите с целью формирования понятия «миграция», выявления основных причин иммиграции и эмиграции.
1.Выделить и назвать районы Российской Федерации, для которых характерен:
а) приток населения из других районов;
б) отток населения в другие районы.
2.Выписать в рабочую тетрадь основные причины, которые, на ваш взгляд, влияют:
а) на перемещение населения внутри территории Российской Федерации;
б) на выезд населения из России в другие страны (какие);
в) на въезд населения в Россию из других стран (каких).
3. Заполнить таблицу «Миграция населения России».
4. Определить понятия:
• иммиграция;
• эмиграция.
Слайд 10Использование таблиц на уроках географии
Слайд 11Проект
- идеальный образ того, чего нет, но что может или
должно быть создано здесь и сейчас, что фактически изменяет ситуацию
обязательно в позитивном направлении или содержании. Метод проектов возник в 20-е годы в США, принадлежит философу и педагогу Дж. Дьюи.
Слайд 12Руководитель проекта должен обладать определенными качествами:
Иметь хорошие организаторские способности;
Быть методически
грамотным;
Владеть навыками межкультурного общения;
Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с
учениками;
Активно сотрудничать в проектной деятельности;
Обладать базисными навыками работы в сетях;
Уметь работать с большими объемами информации;
Слайд 13Виды проектов
По доминирующей деятельности обучающихся:
Практико-ориентированный;
Исследовательский;
Информационный;
Теоретический;
Ролевой;
По уровеню
интеграции:
Монопроекты ;
Межпредметные;
Надпредметные;
По продолжительности выполнения:
мини-проекты ;
среднесрочные;
долгосрочные;
По количеству участников проекта:
Индивидуальные;
Групповые;
Коллективные;
Слайд 14Ход деятельности:
Определить цель проекта и задачи;
Выдвинуть гипотезу;
Сходить в сельскую библиотеку,
изучить литературу по данной теме;
Разработать анкеты;
Провести анкетирование и обработать анкеты;
Составить
диаграмму итогов анкетирования;
Нанести на карту места, наиболее часто используемые жителями села.
Сделать презентацию.
Рефлексия
Слайд 15Цель, задачи и гипотеза проекта:
Цель - изучить общественное природопользование жителей
села Центральное.
Задачи: изучить литературу по данной теме;
Исследовать общественное природопользование жителей
села;
Выявить ареалы общественного природопользования для жителей села Центральное Ракитянского района Белгородской области;
Гипотеза: основной вид природопользования жителей с.Центральное- работа на приусадебном участке.
Слайд 16Методы проекта:
анкетирование;
исторический;
математической статистики;
картографический.
гис. технологии
литературный
Слайд 19Обработка результатов анкетирования
Было опрошено 100 респондентов, 39 % мужчин и
61 % женщин, средний возраст по всей выборке – 33,
5 года. Социальный статус: учащиеся составляют 1 %, студенты – 1 %, рабочие – 52 %, служащие – 30 %, пенсионеры – 12 % и другие 2 %.
Слайд 20Пейзаж, наблюдаемый жителями села Центральное из окна своей комнаты (в
%)
Слайд 21Виды общественного природопользования села Центральное
Слайд 22Ареалы общественного природопользования с. Центральное
Слайд 23Заключение
И в заключении хочется отметить, что при использовании
проектной технологии каждый обучающийся:
- учится приобретать знания самостоятельно и использовать
их для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки и умения;
- собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Слайд 24Выводы:
1. Использование данных методов на уроках географии приемлемо, эффективно и
результативно.
2. Проектная технология всегда должна работать на результат.
3. Проектный
и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.
Слайд 25Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии
изменяется характер обучения от заучивания
понятий к познанию;
сокращается время, необходимое для изучения материала;
развивается мотивационно-ценностная сфера
личности;
формируется осознанная познавательная мотивация;
реализуются развивающие цели урока.