Слайд 1Методическое объединение
учителей начальных классов
«УЧЕТ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.
ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ
КОНФЛИКТАМИ»
Слайд 2 Внешнее проявление конфликтов.
Педагогический конфликт — это
неотъемлемая часть дидактической действительности. Внешне конфликты проявляются в нарушении учащимися
учебной дисциплины, нежелании подчиняться требованиям преподавателя, невыполнении домашних заданий, пропуске уроков, грубости по отношению к учителю или администрации образовательного учреждения, в авторитарности педагогов (впрочем, перечисленные моменты могут быть не только следствием, но и источником конфликтных взаимоотношений педагогических субъектов). Сущность и природа педагогического конфликта изучается такой новой отраслью педагогического знания, как педагогическая конфликтология.
Слайд 3
Основной целью педагогической конфликтологии является раскрытие сущности педагогического
конфликта, его динамики, места и функций в системе педагогических действий
и взаимодействий, технологии их регулирования и разрешения.
«Конфликт - предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».
Зеркин Д.П.
«Основы конфликтологии»
Слайд 4Конструктивные и деструктивные педагогические конфликты
Конструктивные противоречия
— это противоречия диалектические, как объективное свойство взаимодействующих педагогических структур,
как условие их развития, прогресса.
Деструктивные противоречия казуальные, то есть стихийные. Они вызваны в своем большинстве некомпетентными решениями учителей или руководителей школы.
Слайд 5 К числу конструктивных социально-педагогических противоречий, являющихся причиной конфликтов, относятся
следующие:
— противоречие между сложившейся системой образования (ее содержанием, функциями, целями,
задачами) и новыми ценностными ориентациями, которые предъявляются к ней обществом, государством и личностью;
— противоречие между общественными и государственными потребностями в развитии образования и игнорирование (или недостаточный учет) непосредственных интересов и потребностей обучающихся (воспитанников) в этом процессе (внешние по отношению к педагогической системе противоречия);
— между естественными условиями жизни, среды, в которой растет и развивается ребенок (воспитанник, обучающийся) и искусственно созданной школьной средой (микросоциумом), требующей от него соблюдения новых норм и правил поведения, смены видов деятельности и общения;
Слайд 6— между социальным статусом ученика в педагогическом процессе как объекта
педагогического воздействия со стороны преподавателя, который может и часто навязывает
ему свою волю, и социальным статусом обучающегося (воспитанника) как субъекта учебного процесса и собственного развития;
— между межсубъектным характером педагогической деятельности и специфическими особенностями структуры деятельности каждого из субъектов педагогического общения (учителя и ученика);
— между искусственным отделением учащихся от старшего поколения путем объединения их в школе в одновозрастные группы и потребностью воспитуемых в систематическом взаимодействии и общении со взрослыми, участии в совместной с ними деятельности (внутренние конфликты, связанные со структурой педагогической системы).
Слайд 7
- кратковременные и затяжные
- явные и скрытые
- внутренние и внешние
Типология
педагогических
конфликтов
Внешне внутренний конфликт проявляется в неустойчивости
поведения, настроения,
повышенной ранимости.
В случае его затяжного характера проявления его принимают форму отклонений в поведении, снижения результатов деятельности, возникновения неврозов.
Слайд 8 Межличностный конфликт — ситуация взаимодействия людей, при
которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей
и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из конфликтующих сторон.
Слайд 9в школе и их причины позволяют судить о характере взаимоотношений
субъектов дидактического процесса — учителей и учащихся, возникающих в процессе
их взаимодействия на уроке, лекции, семинаре, во внеучебное время.
Частота проявления межличностных конфликтов
Слайд 10 Последствия конфликтов
могут быть как позитивными, так
и негативными. Так, в работах современных ученых-педагогов выделена и изучена
такая группа моделей взаимоотношений между педагогами и учащимися, в структуре которых конфликты выполняют позитивную функцию. К ним относятся:
модель «профессионально-доверительных» взаимоотношений, которые строятся на основе взаимного доверия и высокого профессионализма учителя;
модель «исследоовательско-конструктивных» взаимоотношений, при которых учитель осваивает новые технологии, работает в инновационном режиме.
Слайд 11 Вместе с тем в большинстве работ ученых
конфликты (межличностные и групповые) рассматриваются как явления аномальные, как дисфункция
педагогической системы, момент разрыва отношений, факт противостояния, воздвижения межличностного барьера между учителем и учащимся
Слайд 17 Соблюдение обозначенных условий, методов и
приемов предотвращения конфликтных ситуаций, применение психолого-педагогической коррекции в случае их
возникновения лежат в основе успешной технологической деятельности учителя при конструировании и реализации учебного процесса.
Слайд 18П О Ж Е Л А Е М Д
Р У Г Д Р У Г У
У С П Е Х А